«Говорю с людьми не о картошке, а о ремонте»
Как активистка с улицы Сурикова привела свою пятиэтажку в божеский вид
Впервые о судьбе своего дома — 66-квартирной пятиэтажки 1963 года постройки — Наталья Золотова задумалась, когда в 2007-м узнала о федеральной программе капремонта. Сейчас, спустя семь лет, председатель совета дома №12а по улице Сурикова радостно констатирует, что дом практически полностью приведен в порядок. Но немногие знают, что стоит за этими достижениями. А это часы телефонных разговоров, кипы писем в инстанции, кропотливая работа с собственниками...
Многострадальная крыша
Впервые инициативная группа собралась на лавочке в 2007-м, когда впервые заговорили о программе капитального ремонта Активисты прикинули, какие работы по капремонту нужны их дому и снарядили делегацию в домоуправляющую компанию. Там их радушно встретили и даже расширили принесенный перечень, предложив проголосовать за ремонт розлива холодного водоснабжения, розлива отопления и замену крыши. Голосовали со скрипом - мало кто верил в то, что ремонт действительно состоится. Когда же его начали, у жителей появилась надежда. Но радость от капремонта длилась недолго. Уже через год дал о себе знать брак на крыше. Снегом были снесены ограждения, изуродованы сливы, треснул шифер.
Началась бесконечная переписка с ДК и жилищной инспекцией. Но лишь когда Золотова дошла до тогдашнего мэра Вадима Булавинова, на крыше появились ремонтники. Однако их ремонта хватило до следующей зимы.
- Опять ограждения снесло снегом, сливы развальцованы , так что водосточные трубы у нас служат архитектурным украшением, а вода во время дождя течет по стенам, - рассказывает Наталья Александровна. - Сэкономили на толщине железа и шифера. Результат такого ремонта? Разрушение дома и бессмысленная трата денег. Я уже молчу об угрозе для прохожих зимой.
В этом году был запланирован ремонт крыши, для чего на счёте дома целенаправленно накопили 90 тысяч, но...
- Уже ноябрь, а ремонта нет как нет, - говорит Наталья Александровна. - Спрашиваю в ДК: почему летом не делали. «Так вас же не было всё лето», - отвечают. Так что с того? Я же крышу с собой на дачу не увезла!
Ошибка или головотяпство?
По мнению Золотовой, причина небрежности ремонта — в том, что ДК нанимает дешевых «шабашников»:
- В 2011 у нас меняли трубы канализации, а дыры не заделали, так кошки из квартиры в квартиру перепрыгивали. И только когда я пожаловалась директору нашей ДУК Олегу Селиверстову, и он лично увидел эти дыры, нам их устранили.
А в 2012-м дошло до курьёза. В конце августа, накануне отопительного сезона принялись менять трубы верхнего розлива отопления, которые установили... всего лишь два года назад! Ошибка? Или откровенное головотяпство?
- За эти работы нам выставили счет 200 тысяч, но я категорически отказалась подписывать акт выполненных работ, - рассказывает наша героиня. - Трубы нам восстановили, но изоляцию сделали кое-как.
Чтобы выставить ДК мотивированную претензию, пришлось заказывать экспертизу. Жильцы скинулись по 150 рублей и собрали нужные 10 тысяч рублей. Эксперт установил, что толщина изоляции — вдвое меньше требуемой, стыки неизолированы. ДК переделала изоляцию, но 10 тысяч дому никто не возместил.
Золотова уже давно лично принимает все работы. В этом ей помогает муж Лев Вячеславович, инженер-конструктор. Но даже имея в распоряжении «личного» эксперта, Наталья Александровна часто сталкивается с затруднениями.
- Нужен общегородской независимый консультант, который мог бы ответить людям на вопросы: например, какие им должны установить трубы, какой должна быть толщина железа, - предлагает Наталья Александровна. - Иначе многие просто не знают, чего требовать от ДК.
Коту под хвост
Со стороны может показаться, что Золотовой просто повезло с жильцами. Понадобилась экспертиза — все скинулись. Ремонтировали канализацию — все отнеслись с пониманием к временным неудобством. Но в этом «везении», думается, велика и личная заслуга Натальи Александровны, и членов совета дома.
- Работа с собственниками — процесс непрерывный, - говорит она. - Надо пользоваться любой возможностью, чтобы донести до людей важную информацию, заронить в них зерно ответственности за свой дом. Если я встречаю соседа на улице, то говорю с ним не о цене на картошку, а о капремонте или ОДН. Сами жители постоянно обращаются ко мне с жалобами и вопросами, поскольку достучаться до ДК почти невозможно. Заявки-то принимаются, только выполнять их никто не спешит.
В доме отличная платёжная дисциплина. Поэтому, когда в ДК Золотовой туманно намекнули на недостаточность средств на счете дома — дескать, не все аккуратно платят по жировкам - Наталья Александровна попросила жильцов предоставить ей копии квитанций. Таким образом выяснилось, что долг за три месяца есть только у одной квартиры, и то его сразу же погасили.
- Мы привели дом в хорошее состояние, - констатирует Наталья Александровна. - Постепенно, шаг за шагом, заменили верхний и нижний розливы отопления, электрику, стояки канализацию и водоснабжение, начали менять стояки отопления. Из больших работ нам осталось поменять лежаки канализации, утеплить фасады, сделать ремонт в подъездах и отмостку.
Поэтому еще по весне Золотова поняла: чтобы не платить 20 лет в «общий котел», средства на капремонт их дому нужно аккумулировать на спецсчёте. Провели очное собрание собственников, назначила ответственных по каждому подъезду, которые и повели с людьми разъяснительную работу. Затем активисты начали обход квартир с бюллетенями. Чтобы всё было заполнено правильно, во время заполнения буквально сидели с каждым собственником.
- И вот голосование завершено, а мне в ДК заявляют: «Эти бюллетени недействительны», - рассказывает Наталья Александровна. - Оказывается, 29 сентября региональное правительство выпустило постановление с новыми требованиями к оформлению бюллетеней. Наша огромная работа пошла коту под хвост. Пришлось переголосовывать.
Новые бюллетени, новые требования — голова кругом шла. Спасибо региональному оператору! Давали по телефону подробную информацию по всем новым правилам, хорошо встретили и на очной консультации. Сейчас документы уже сданы.
Но как заключать сам договор, пока неясно.
- Некоторые требования практически невыполнимы, - говорит Наталья Александровна. - Например, к бюллетеням нужно приложить список собственников. Но списка, действительного на данный момент, нет даже в ДК! Только за последний год поменялось несколько собственников. Составить же новый список самой — невозможно: в некоторых квартирах никто не живёт, и информацию получить не у кого.
От регионального оператора — к ДК
Но сейчас все тревоги по поводу спецсчёта, можно сказать, позади. Оформленные и прошнурованные по всем требованиям сентябрьского постановления бюллетени поступили на проверку к региональному оператору.
- По моему разумению, надо будет от регионального оператора переводить спецсчёт в ДК, - считает Золотова. - С нового года законодательство это позволяет. Пока ДК неплохо себя зарекомендовала по капремонту, и с отчетностью проблем не возникало. Мы платили ДК по 1.85 рублей с квадратного метра за капремонт, и нам раскрывали расходы вплоть до копеек! Видимо, потому, что ведомости по капремонту дополнительно контролируют в мэрии. Да и видно, что в ДК стараются улучшить работу. Недавно организовали отдел технадзора. Теперь качество выполнения работ проверяется.
<Кредо Золотовой: если хочешь что-то сделать — находишь возможности, если не хочешь — причины. К сожалению, много времени и сил уходит впустую:
- Иногда муж придет на обед, а я еще на телефоне сижу. С первого звонка у нас ведь редко что решается. Чтобы добиться хоть какой информации, приходится делать массу звонков. Да с теми же бюллетенями... Сколько времени, сколько сил потрачено зря. Я уже молчу про затраты ДК, которая печатала нам эти бюллетени...