Добро без кулаков
Председатель ТСЖ с Сурикова призывает коллег «не брать голосом»
Председатель ТСЖ «Звездочка» Сергей Пятериков слывет очень миролюбивым человеком. Он считает, что скандалить, требуя от людей выполнения своих распоряжений, а уж тем более, подавать в суд — самое распоследнее дело. Его девиз: выслушать и попытаться понять. Сергей Юрьевич признается, что такой терпимости его научила именно нынешняя должность. И — вопреки распространенному убеждению, что добро должно быть с кулаками — тактика Пятерикова часто оказывается более эффективной.
Безразличному напомни, нуждающемуся отсрочь
Несколько лет назад в доме №5 по улице Сурикова были серьезные проблемы с платежами — например, в 2006 году жители четырехподъездной шестиэтажки задолжали около 300 тысяч. Пятериков проанализировал ситуацию и понял, что тому есть две причины: - Первая — безразличие, безответственность. Характерна почему-то для людей среднего и выше среднего достатка. И вторая причина — временные финансовые проблемы.
Исходя из того, какова причина просрочки платежа, Пятериков и предлагает решать вопрос. «Безразличным» надо почаще напоминать о необходимости оплаты: лично и СМС-ками. Возможно, позволить делать платежи раз в квартал, если жильцу так удобнее.
А если у человека материальные трудности, то «долбить» уже нет смысла — он сам понимает, что неправ, и переживает, что не может оплатить счета.
- Здесь нужен уже индивидуальный подход, - говорит Сергей Юрьевич. - Возможно, должник попросит отсрочки даже на полгода, зато потом выплатит сразу весь долг.
Сейчас в доме на 65 квартир приходится 10-15 «недисциплинированных». Но хронических должников в доме уже нет.
Вы не займетесь? Займусь я
Председателем ТСЖ Пятериков стал... неожиданно.
ТСЖ «Звездочка» - одно из старейших в городе. Образовалось в 1999
году, когда застройщик захотел избавиться от бремени управления
домом. Шестиэтажку попытались передать ДЕЗ, но те выставили
ультиматум: примем, если внесете энную сумму на устранение всех
недоделок. Сумма оказалась баснословной. Жильцы бухтели в кулуарах,
а те, кто посмелее — выкрикивал на собраниях, что надо подавать в суд.
Сергей Пятериков, которому тогда было чуть за тридцать, простодушно
спросил у одного из митингующих:
- Суд — хорошая идея. Вы этим займетесь?
Тот стушевался, сославшись на занятость. Пятериков поинтересовался у второго, и третьего... И уяснил, что перейти к конкретным делам не готов никто. Ему стало понятно: или он берет на себя управление домом, или тот остается бесхозным и продолжает сыпаться. Пятериков предпочел первое.
Первые месяцы председательства Сергей Юрьевич вспоминает, как попытки справиться с разрухой. Биться приходилось практически в одиночку: костяк активистов, на который он опирается в нынешней работе, тогда еще не сформировался.
- Деревянные подъездные двери были нараспашку, стены в подъездах разрисованы, у трети квартир сорваны счетчики, - вспоминает Пятериков. Он признается, что ЖКХ было для него темным лесом. Задавал вопросы ресурсоснабжающим организациям — над ним смеялись. А потом в городе организовали различные учебы для председателей ТСЖ, и Пятериков стал активно постигать коммунальные премудрости. Дважды ездил на семинары в Москву, многому научился в Ассоциации ТСЖ.
Кто к нам с судом придет...
Постепенно от относительно мелких дел перешли к крупным: поставили полипропиленовые трубы в подвале, хорошую арматуру.
- Отопление пока менять нецелесообразно, - считает Пятериков. - Трубы у нас в хорошем состоянии, мы постоянно их проверяем. Промывка, опрессовка — мы это делаем не для галочки, а на совесть!
Поставили общедомовые приборы учета — добавилась еще одна статья экономии: около 100 тысяч а год. Мало того, появились весомые аргументы в спорах с ресурсоснабжающими организациями.
- Раньше в январе «Теплоэнерго» выставляло нам «добор» за декабрь по 30-35 тысяч, - рассказывает Сергей Юрьевич. - И мы платили. А сейчас оказалось, что не мы должны, а нам должны. Недавно «Теплоэнерго» подало на нас в арбитраж, что мы не платим «добор». Я показал документы, и «Теплоэнерго» отозвало свой иск.
Недавно на лестничных площадках установили датчики движения и стали экономить еще и на электроэнергии. Сейчас потребление всего дома в местах общего пользования составляет 300-400 кВт в месяц (зимой — 500) — примерно, как у трехкомнатной квартиры! Установили фотореле и на наружное освещение — горит столько, сколько требуется и ни минутой больше.
Энергосбережение — это не обязательно высокие технологии и такие же цены.
- Народное средство — диоды. По рублю штучка, - рекомендует Пятериков. - Вставили в каждый светильник. Лампочки у нас не перегорают по 3-4 года.
С точностью до тридцати сантиметров
Около дома №5 — прекрасно оборудованная автомобильная парковка. У каждого автовладельца — свое место для «ласточки», снабженное барьером.
- Все сделали, как надо, - рассказывает Сергей Юрьевич. - Получили кадастровый паспорт на придомовую территорию. Чтобы точно определиться с границами, заказали топографическую съемку. Мы не можем залезать на чужую землю! А сейчас наши границы определены с точностью до тридцати сантиметров.
Места для авто оборудовали таким образом, чтобы парковка не мешала въезду машин коммунальных и прочих служб. Прежде чем установить барьеры, под роспись опросили жильцов: согласны или нет. А как доделали парковку — положили во дворе новый асфальт, облагородили палисадники, установили вазоны, посеяли траву.
Придомовая территория выглядит очень ухоженной. Не случайно у Пятерикова высокие требования к дворникам. А их, к сожалению, приходится часто менять.
- Раньше у нас убирался пенсионер из наших жильцов, но ему по возрасту уже сложно управляться с техникой: у нас и снегоуборочная машина, и бензокоса, и 23-метровый американский трос для прочистки канализации — такой не в каждом ЖЭКе есть! Наняли парня. Очень хорошо работал, но... как-то не явился. День не пришел, два не пришел, трубку не брал. Оказалось: запойный товарищ. Пришлось с ним расстаться.
С остальными работниками в ТСЖ «Звездочка» дела обстоят так: сантехник — житель дома, бухгалтер — со стороны, электрика и юриста приглашают, когда возникает необходимость. В подъездах убираются сами жильцы — по очереди.
Ищут пожарные, ищет милиция...
Содержание дома на таком высоком уровне не влетает жильцам в
копеечку — Пятериков считает, что «товарищи» не должны платить
больше городских тарифов:
- Я хочу, чтобы жильцы соседних домов видели, что на те деньги, что
они платят домоуправляющей компании, можно хорошо содерждать
дом самим. Люди должны понимать, что ДК — это коммерческие
предприятия, работающие ради получения прибыли. А откуда берется эта
прибыль? Из тех средств, которые платят жильцы обслуживаемых домов.
Мы же эти деньги расходуем на свой дом.
Пятериков считает, что работа председателя ТСЖ требует большого самообладания, расторопности и умения «держать нос по ветру». Поэтому лучшие главы товариществ — это люди среднего возраста. - Человеку в семьдесят лет сложно быть в курсе новшеств, - рассуждает он. - А каких умственных и нервных затрат требует работа с одними только ресурсоснабжающими организациями! Общение с людьми — это самое тяжелое. Брать голосом, ставить ультиматумы — я считаю, эти меры устарели. Людей надо выслушать, понять, вникнуть в их проблемы. Пятерикова беспокоит волна, поднятая некоторыми СМИ против председателей ТСЖ. По его мнению, эти «накаты» имеют политические корни: государство хочет вернуть дома в домоуправляющие компании.
- Но зачем? - недоумевает наш собеседник. - У нас были три проверки — Госпожнадзора, Ростехнадзора и Роспотребнадзора, и ни у кого не возникло замечаний. Потому что мы — и многие другие ТСЖ — следят за законами и соблюдают их. Появились новые требования к пожарной безопасности: мы весь хлам из подъездов вывезли, установили огнетушитель, попросили жильцов убрать с лестничных клеток все стульчики и коврики. Нужно понять: товарищества гораздо легче контролировать, чем деятельность ДК.