Альгис Арлаускас: «Я рад, что не стал вторым Шуриком»
Фото из архива Альгиса АрлаускасаКостя из «Спортлото-82» сейчас живет в Испании и снимает кино
Имя Альгис Арлаускас многим из нас ничего не скажет, но кто не знает веселого и предприимчивого Костю Лукова — главного героя «Спортлото-82»? Сейчас Арлаускасу 54 года, и вот уже 19 лет он вместе с женой, актрисой Мариной Шиманской («Эскадрон гусар летучих», «Берегите женщин») живет на родине предков - в Испании. Снимается Альгис нечасто — в основном, в испанских комедийных и детективных сериалах. Зато снимает кино сам — для души. Зарабатывает же тем, что преподает в собственной театральной школе — как утверждают знающие люди, одной из лучших в Испании.
«Самое страшное — 10 дублей пожирания курицы»
Альгис — наполовину литовец, наполовину испанец. В 1937-м году его будущую маму в числе других трех тысяч детей эвакуировали в СССР — подальше от бомбежек испанской гражданской войны. В 1951 году Кармен Пинедо в сочинском санатории «Правда» познакомилась с 20-летним литовцем Иозасом Арлаускасом, слушателем Высшей партийной школы. Плодом этого интернационального брака и стал Альгис, которого назвали в честь друга отца — красноармейца, погибшего в перестрелке с «лесными братьями».
...Впервые Альгис попал в кино в четыре года. Данелия утвердил его на маленькую роль в фильме "Путь к причалу", однако до съемок так и не дошло - «переигрался» сценарий. Зато в 11 лет Альгиса увидела вся страна - он снялся в телефильме "Матео Фальконе", где его партнером стал знаменитый Леонид Марков. А в 15 лет Альгис сыграл первую главную роль — в фильме Владимира Рогового "Юнга Северного флота".
Работа в этой картине, как я теперь понимаю, стала судьбоносной, - размышляет Альгис. - Учился ведь в биологической спецшколе при МГУ, а тут мозги окончательно повернулись. Атмосфера, красота натурных съёмок, актёрское братство, киношники уровня Владимира Рогового, Вадима Трунина, Эдуарда Тополя, такие партнеры, как Василий Лановой, Игорь Скляр, Валерий Рыжаков... Словом, я решил, что кино - это моё навсегда.
В 1982 году 25-летнего актера московского ТЮЗа Альгиса Арлаускаса пригласили на пробы сразу два маститых режиссера: Юлий Райзман, который тогда собирался снимать «Частную жизнь», и Леонид Гайдай, который задумал «Спортлото-82». У обоих мэтров Альгис дошел до «финала»: Райзман выбирал между ним и Олегом Меньшиковым, а Гайдай колебался между ним и Евгением Герасимовым.
Знаю, что до самого худсовета с руководством студии Гайдай не решался выбрать из нас двоих, - рассказывает Арлаускас. - Сценарист мне потом шепнул, что Гайдая убедил худсовет. Кто-то сказал ему про меня: "Этот молодой актёр - находка". Так я оказался в «Спортлото-82». Кстати, Олег Меньшиков от Райзмана ушёл на "Покровские ворота". До меня дошли потом слухи, что Райзман осерчал - вот ведь, молодые актёры отказываются от хорошей роли и это у него, у «живого классика"!
Альгис, говорят, что из-за вас съемки «Спортлото-82» задержали на неделю. Правда?
- Не на неделю, а на три дня. Действительно, всей группе пришлось меня ждать в Алупке. Но у меня была очень уважительная причина: 17 июля, когда мне надо было вылетать на съёмки, я отвёз жену в роддом. Дочь Ольга родилась 18-го, но их задержали в роддоме ещё на три дня. Я не мог себе позволить улететь, не увидев дочь. По страшному блату проник 19-го в роддом, повидал и только потом улетел. К сожалению, встретить жену и дочку с цветами я так и не смог - это сделал за меня брат Володя. Жена до сих пор мне этого простить не может. Хотя у нас уже есть внучка!
- Денис Кмит, исполнитель роли Павла, вспоминает, что для него самым страшным на съемках стали гонки по горам с мотоциклистом-лихачом. А для вас?
А для меня - целых десять дублей пожирания курицы и печенья в сцене в вагоне. Еще была одна неприятная сцена — когда нужно было плавать между телами под водой. Делали несколько дублей, и я сильно простудился. Но это были цветочки по сравнению со съемками в «Юнге Северного флота». Там у меня были и выкрутасы на торпедном катере, и прыжки с десятиметровой вышки в ледяную воду на Соловках, и стрельба настоящими трассирующими пулями... На "Дымке" в 1986 году ковбойские сцены на полном скаку... А недавно в одном испанском сериале, в постановочной драке меня угораздило сломать руку! Но не это для меня самое страшное. Больше всего я опасаюсь заснуть за рулем, возвращаясь усталым со сьёмок...
- Давно за рулем?
А вот как раз с 1982 года. Свою первую машину — бывшую в употреблении «копейку» — я приобрел именно на гонорар за «Спортлото-82». Картина в тот год оказалась лидером проката, поэтому актерам, кроме зарплаты, выплатили еще и солидные премиальные. Набралось как раз на половину авто. Вторую половину добавила мама.
В вашу партнершу Светлану Аманову после «Спортлото-82» были влюблены все мужчины СССР. А вы?
У Светы очень хорошая энергетика, чувство партнёрства. Любовная сцена с ней у костра была самым приятным моментом съемок. К сожалению, после «Спортлото-82» ни с ней, ни с Денисом Кмитом мы больше ни разу не виделись...
- А вы стали бы искать малознакомую девушку, чтобы отдать ей выигрышный билет, да еще на такую огромную сумму — 20 тысяч? Только честно.
Честно: стал бы. Интересно же!
Неужели не было бы соблазна «зажать» деньги?
Я к деньгам всегда относился спокойно. Воспринимал их, как пропуск к трём главным вещам в жизни: благосостоянию семьи, любимой работе и возможности делать подарки любимым людям.
В лотерею играете?
Очень редко, никогда не везло в неё. На азартные игры нужно иметь время и деньги. Ни того, ни другого, к сожалению у меня давно нет. Из азартных игр предпочитаю покер и рулетку, но за последние 20 лет не было времени поиграть.
«Не влюбляющихся актеров не бывает»
- После «Спортлото-82» вы проснулись знаменитостью. Расскажите, каково это было — быть звездой советского кино.
Совсем не так, как сейчас. Да, кое-кто узнавал, кое-кто брал автографы, мое фото появлялось на обложках... Но мы тогда понимали, что нам ещё до «звёзд» далеко. Звёзды - это Лановой и Кузнецов, Пуговкин и Филиппов, а мы "молодые щенки", которым ещё бдеть и бдеть.Это теперь звёзд фигова туча. Сами себя пиарят, из кожи вон лезут. Вообще, формально престиж профессии актёра вырос, а народ актёрский при этом измельчал. Парадокс. Когда в позапрошлом году я снимал художественный фильм "Победитель", мне пришлось столкнуться с проявлениями «звездности». Самое удивительное, что «звездили» отнюдь не «звезды», а молодые актеры.
- Но поклонницы-то наверняка донимали?
Поклонницы были, в основном, в Московском ТЮЗе, где я играл пять лет. Некоторые до сих пор письма пишут. В МТЮЗе это входит в правила игры: молодой актёр, который играет молодых, симпатичных героев, юные экзальтированные зрительницы... в которых не грех влюбиться?
Истории о своих влюблённостях оставлю при себе, но скажу, что актёр, который не влюбляется - это абсурд.
- Признайтесь, хотелось стать любимым актером Гайдая и прославиться так же, как Шурик-Александр Демьяненко?
- Я очень рад, что не стал вторым Шуриком. Может быть, это произошло потому, что я застал Леонида Иовича уже в те годы, когда он был не в лучшей творческой форме. До съемок в «Спорлото-82» я видел его гениальные фильмы: "Деловые люди" "Операция Ы", "Кавказская пленница" "Иван Васильевич меняет профессию", "Бриллиантовая рука"... "Спортлото-82", ясное дело, комедия не такого уровня. И всем это было понятно уже на сьёмках. В кулуарах старики шептались: «Не так раньше Лёня работал, не так... Никому не давал и секунды передохнуть, фонтанировал идеями, всех гонял... Теперь не то». Конечно, этому были свои объяснения: возраст, здоровье, да и сама по себе профессия режиссёра чрезвычайно изнашивающая. Говорят, что по риску преждевременной смерти она стоит на втором месте после профессии летчика-испытателя.
- О жесткости некоторых режиссеров на съемочной площадке ходят легенды. Общение на повышенных тонах и мат — это вроде как в порядке вещей. Вы с такими сталкивались?- Мата на съемочной площадке я ни разу не слышал. Были более или менее жёсткие режиссеры: Владимир Роговой, Игорь Шатров. Но и они вели себя в рамках приличия. С другой стороны, не в мате дело. Есть актёры, которые этого заслуживают, но надо уметь себя контролировать и не позволять себе ничего подобного при всей группе. Пришёл актёр пьяный или текста не знает - отведи его в сторонку и выдай по первое число. Режиссёр должен следить за тем, чтобы атмосфера на площадке была приподнятая, даже радостная, способствующая творчеству. К сожаления, для многих современных режиссёров слова "атмосфера" и "творчество" пустой звук. Мне рассказали недавно про одного молодого режиссёра, который за какую-то оплошность не только обматерил второго режиссёра, но и избил его. Представляете, даже сломал ему руку! О каком творчестве может идти речь?
- Альгис, как вы думаете, почему сейчас почти не снимают смешных комедий?
Потому что юмор дело серьёзное. Современной режиссуре не хватает серьёза в отношении к жизни, к профессии, к самим себе - чтобы делать по-настоящему смешные вещи. Сначала должно быть это, а потом уж чувство юмора. Чаплин говорил, что "комедия - это трагедия, которая случилась с человеком в неадекватном месте и в неадекватный момент". Но ведь эту трагедию надо почувствовать, суметь сопереживать ей... Это сейчас утеряно. Зато Жванецкого можно слушать бесконечно, а также пересматривать Чаплина, Бастера Китона, ранних Рязанова, Гайдая, Меньшова. "Служили два товарища", "Добро пожаловать или посторонним вход запрещён", "Осенний марафон" — вот это шедевры!
«Работать с Тереховой — счастье и мучение»
- Альгис, почему после успеха «Спортлото-82» вы пропали с экранов?
Ничего подобного, до 1986 года каждый год выходило по одному-два фильма с моим участием: «Взятка», «Рядом с вами», «Дымка», «Любовью за любовь». Другое дело, что я не считаю себя очень уж хорошим актёром. Главным для меня всегда была режиссерская работа, и я это понял уже в 16 лет. Поступал во ВГИК, но «срезался». Пошел на актерское отделение, но там комиссия прервала меня буквально после трех предложений. Сказали, что у меня неисправимый дефект дикции. Я потом дома себя на магнитофон записывал и слушал — никаких дефектов. Так, немного «каша» во рту, но все вполне исправимо. А тогда, после этих слов я сидел во ВГИКе на лестнице и рыдал белугой! Я был уверен, что это полный крах. К жизни меня вернул Владимир Роговой, который сказал, что актеров готовят еще и в Щукинском училище. Я прибежал туда буквально в последний день сдачи экзаменов. После того ушата холодной воды, которым меня обдала комиссия ВГИКа, здесь меня ждал очень теплый прием. Захава, Этуш, Яковлев внимательно выслушали меня, ни разу не прервав. Мне дали раскрыться! Но, поступив в Щукинское, я для себя решил, что и дальше буду штурмовать режиссерский факультет. Два раза «срезался» во ВГИКе и один раз — на Высших режиссерских курсах у Рязанова. И только в 1983 году, наконец-то, поступил во ВГИК. Шел к мечте долгих девять лет!
Так что, актером я стал поневоле. Я всегда знал, что не это мое главное предназначение в жизни. Но, может, именно моя «универсальность» и спасла меня от крутых поворотов. "Чистым» актёрам легче впасть в кризис, профессия уж больно зависимая. Поэтому любому актёру не стоит зацикливаться на своей профессии. Это и от «центропупизма» хорошее лекарство, и в периоды депрессий помогает.
— Кстати, а вы бы чем могли заняться, если бы с кино не сложилось?
В юности перемечтал многое. Нравилась биология, её соприкосновения с другими науками: астрономией, психологией, архитектурой. Кем я вижу себя в другой жизни? Архитектором, дирижёром хора или оркестра, поэтом, врачом-психологом, тренером футбольной команды...
- С кем из актеров вам больше всего понравилось работать?
- Очень волнительно было сниматься со звёздами первой мировой величины: Ванессой Редгрейв, Омаром Шарифом, Максимилианом Шеллом в "Петре Великом". Я уже учился во ВГИКе на режиссуре и вдруг - такой подарок и такое испытание! А на сцене счастьем и мучением было работать с Ритой Тереховой.Счастье, понятно почему, а мучение — от постоянной перемены ее настроения и очень сложного характера. Рита очень требовательна и иногда бывает несправедлива, считая, что другие относятся к работе не так серьезно, как она. Мы год ездили по стране со спектаклем, который сами поставили и в котором играли главные роли - "Когда пройдёт пять лет" по Лорке. На этом проекте, кстати, я познакомился и подружился с Игорем Тальковым. Он в спектакле не участвовал, выходил перед началом со своими песнями. Тогда, в 1986 году, его ещё никто не знал... Хорошие воспоминания остались от работы с Мариной Левтовой во "Взятке", с Ниной Мамиконовной Тер-Осипян в "Новеньком" в МТЮЗе.
А подружиться с кем-то из коллег получилось?
Несколько лет после «Спортлото-82» я довольно тесно общался с Михаилом Пуговкиным (он сыграл в фильме Сан Саныча — Т.К.-С.) — мы были соседями по даче. Но самые долгоиграющие отношения у нас сложились с Ниной Гребешковой. В 2008 году я пригласил Нину Павловну в свой фильм "Победитель".
Кстати, о документальном кино. Правда, что вам удалось воссоединить мать и сына, которые не виделись тридцать лет?
- Как-то случайно в мои руки в Испании попала кассета. На ней в домашней обстановке житель Новочеркасска, сын испанской эмигрантки, записал минутный монолог - обращение к матери, которую он давно искал. В детдомах его обманывали, говорили, что мать его бросила, но он в это не верил. Со временем он выяснил, что его мать жива, но живет в Испании. Поэтому он решил обратиться на испанское телевидение, чтобы оно показало его обращение к матери. Я нашел координаты этого человека — его зовут Рубен - и предложил ему сделать серьезный фильм, который мог бы реально помочь ему найти мать. Мы с Рубеном объездили всю Европу, и в результате в Праге он все-таки нашел свою мать. Фильм называется «Письмо матери», его показали во многих странах и в 2004 году он получил в Москве «Сталкера» за лучший сценарий.
«С Мариной — невозможная, но любовь»
— Альгис, несколько слов от личном. Где и как вы познакомились с будущей женой, актрисой Мариной Шиманской? На съемках фильма «Берегите женщин»?
Когда снимался фильм "Берегите женщин", Марина была уже на четвертом месяце! Кстати, в некоторых сценах это видно. А познакомились мы за два года до этого, 7 июня 1979 года, на пробах на киностудии Горького. Разговорились и сошлись на том, что сценарий нам обоим категорически не нравится. Такой, знаете, поверхностный и совковый. Правда, тогда таких слов мы не употребляли, говорили "псевдопатриотический". И вот с таким настроением мы подошли к режиссеру. Он понял, что мы "спелись", но не для его картины, и отпустил нас с Богом. Год походили друг к другу в театры: она ко мне в МТЮЗ, я к ней — в «Табакерку», а потом поженились. У нас двое детей. Старшая дочь Ольга живет в Москве, она сценарист и хороший режиссёр документального кино, сейчас «подкапывается» под игровое. Сняла фильмы, которые прошли по «Культуре» и Первому каналу: о Пырьеве, о Астрид Лингрен, о Магритте, о детстве Чаплина. Недавно закончила на студии Андрона Кончаловского фильм «Быть вместе» по заказу Правительства Москвы - о жизни инвалидов в столице. Классная работа получилась. Подарила нам внучку Анечку. Сыну Александру 20 лет, он живёт с нами. Пока учится. Тоже хочет побывать в России.
- Сергею Безрукову отец советовал: «Никогда не женись на актрисе». Лично для вас: чем хорош и чем плох брак с актрисой?
Хорош тем, что никогда не соскучишься - без шуток говорю. Всегда что-то новое, творческое... Иногда перехлёстывающее через край, но с этим можно справиться. А вот со скукой в доме, отсутствием интересных тем для разговора, с мещанством, с «мелкотравчатостью» - думаю, я бы и месяца не протянул.
— А отрицательные стороны есть?
- Плохо, что я как режиссёр вроде бы должен её снимать, как бы обязан... На этом можно погореть. Вообще, брак дело сложное, особенно, если учесть, что оба творческие личности, оба темпераментны, оба актёры... К тому же Лев и Скорпион. Вы видели когда-нибудь этих двух зверей в одной клетке? Да ещё 30 лет... Наверное, это невозможная, но любовь...
«Не буду сниматься ни в «чернухе», ни в «клюкве»
— Альгис, почему вы уехали жить в Испанию?
Мы уехали в последнюю волну репатриации – в 90-е годы. Тогда возвращались дети детей Испанской войны. Как мы с братом, например. Почему уехали мы? К концу 80-х в стране стало, мягко говоря, тревожно. Однажды Марина попала в перестрелку прямо возле дома – кто-то выяснял отношения. В 1991-м мы увидели на улицах Москвы танки, потом один за одним погибли наши друзья Игорь Тальков и Влад Листьев. И мы решили: пора уезжать. Тем более, в Испании, в Бильбао пустым стоял дом моего деда. Кроме того, тянули могилы предков, родная аура. Я начал ездить к бабушке с дошкольного возраста. Бильбао всегда был моей "малой родиной". Это город в девяти километрах от моря, до которого можно доехать на метро. Пляжи - лучшие на севере Испании. Сам город уютный, в чаше вечно зелёных гор.
— Без работы не боялись остаться?
Как раз в России в те годы работы и не было: студии развалились, фильмы не снимались, друзья-киношники уходили в таксисты и торговцы недвижимостью. А испанское телевидение предложило мне снять документальный телесериал о судьбе баскских детей в России. Это обеспечило мою семью на три ближайших года.
Сейчас я зарабатываю тем, что снимаюсь в детективных и комедийных сериалах. Кроме того, у нас с Мариной есть небольшая школа, где мы готовим профессиональных актёров и сценаристов. Вот недавно приезжал давать спецкурс друг Марины, замечательный актёр и режиссёр театра Фоменко Иван Верховых. Курс имел невероятный успех! Мы даём понять, что мы - русская школа. На этом стоим: традиции Вахтангова, Михаила Чехова, Станиславского... В школе на видном месте висит портрет моего мастера по Щукинскому училищу - Альберта Григорьевича Бурова. Я учился в Щукинском у живых легенд, воспитанников самого Вахтангова: Захавы, Львовой.
— Чем на досуге занимаетесь? Куда ездите отдыхать?
Когда дом деда развалился от старости, мы сняли квартиру с большой террасой. На ней Марина разбила домашний сад: у нас там розы, куст смородины, лиственница. Зимой мы ее наряжаем как елку и кладём под неё подарки. Долго у нас жила сибирская белка. Потом убежала... Куда? Наверное, в Сибирь. Зимы у нас, кстати, тёплые... Самый жуткий холод за многие годы - это минус четыре. А так в январе розы цветут и днём может дойти до плюс 17. Отдыхать тоже предпочитаем в Испании. Ездим к старшему брату в Барселону, снимаем в Наварре домик в горах или дачу в Гранаде.
— На родине вашего отца в Литве бываете?
- У нас с братом очень хорошие отношения с литовской частью нашей семьи. Мы постоянно ездим и в Каунас, и под Каунас, в городок Ионава. У нас там дяди, тёти, двоюродные сёстры и братья.
— Альгис, и все-таки вы больше кто: испанец, русский, литовец?
- Всего понемногу. Кухня у нас дома русская, говорим дома по-русски, смотрим русские новости... Из испанского - только сиеста, морские продукты вместо мяса и пляжи летом. Россию я очень люблю. Это моя большая Родина. Никогда от неё не отрывался и не собирался уезжать навсегда. Детям передал, как мог, всю любовь к русской культуре. Может быть, поэтому моя дочь Ольга, которая выросла и закончила университет в Бильбао, сейчас живёт и работает в Москве.
- Сниматься еще планируете?
По актёрской работе тоскую. Но когда предлагают, часто отказываюсь — не хватает времени. Но точно знаю, что не буду сниматься ни в «чернухе», ни в «клюкве». Как режиссер, сейчас готовлюсь к запуску документального фильма об одном русском разведчике. Два фильма этого десятисерийного цикла уже показывали по Первому. Если все сложится, в съемках будет задействована вся наша семья: я как режиссер, дочь Ольга как второй режиссер, зять Никита — как режиссер монтажа, жена Марина — в качестве актрисы. Может, даже и внучка Анечка снимется. Ей сейчас два года.
Но, видимо, постепенно мне придется отходить от режиссерской работы. И это для меня большая драма. Дело в том, что кино сейчас стало не режиссерское, а продюсерское, очень зависимое от диктата и прагматизма тех, кто дает на фильм деньги. Я не могу в этом участвовать. Хотя надо признать, что есть люди, которые пробиваются — те же Попогребский, Калатозишвили. Но это достается очень большой кровью. Я думаю, не случайно Калатозишвили умер через год после премьеры «Дикого поля», едва перешагнув 50-летний рубеж. Вредная это профессия — режиссер...