Кому на фитнес-рынке жить хорошо
На фитнес-рынке Нижнего — небывалое с кризисных времен оживление. В 2011 году стартовало сразу несколько проектов: в феврале - «Elite Sport», по весне - «Energy», летом - йога-студия «Мандала», а осенью — третий клуб сети “Body Good” и два заведения с уникальной для города концепцией - «Спорт Джем» и «Ладъ». Мнения экспертов противоречивы. Одни считают, что фитнес-рынок Нижнего перенасыщен, другие - что он должен вырасти аж вдвое!
Хочу «премиум» по цене «эконома»
- В Нижнем фитнесом занимается 5% населения, в Москве - 10% , в Европе — 25%, - информирует Андрей Ефимов, руководитель проекта fitness.nnov.ru. - Поэтому рынку есть куда расти, при условии привлечения новых клиентов из числа тех, кто пока не занимается фитнесом.
Сейчас, по подсчетам Ефимова, в городе — около 300 фитнес-клубов: от огромных комплексов с бассейнами, тренажерными залами, кафе и саунами до студий, переделанных из квартир. Последним приходится труднее всего:
- Клиенты хотят ходить в клуб бизнес-уровня, но по цене клуба «эконом». Поэтому при одинаковой стоимости абонемента в мини-клубе и заведении с более широким пакетом услуг они выбирают второй вариант. Поэтому мини-клубы закрываются один за одним, несмотря на неоспоримое преимущество — индивидуальный подход к каждому клиенту.
По наблюдениям Ефимова, каждый год фитнес-рынок Нижнего прирастает на 10-15%:
- Потенциальная потребность в новых клубах сохраняется. Востребованы будут крупные заведения с инфраструктурой, качественным оборудованием и сервисом, но по цене «эконом» и специализированные проекты «семейного» типа с индивидуальным подходом. Но это, скорее, индивидуальные авторские, а не коммерческие версии деятельности. Еще большую популярность приобретут программы лояльности и бонусного поощрения постоянных клиентов, развитие корпоративных предложений для малых групп, использование технологий сетевого маркетинга.
Вам время тлеть, а нам цвести
Каждый год с рынка уходит несколько клубов. Прекратили деятельность три клуба сети «Спарта», «Степ-класс», «Покровка-Спорт», «Лиана», «Киви», «Мирамар». Потери этого года - «Рим» и «Кристалл». По некоторым данным, на грани закрытия - открывшаяся лишь этим летом йога-студия «Мандала». Несладко приходится и недавно вышедшим на рынок клубам с ценовой планкой уровня «бизнес».
- В основном, закрытия связаны с высокими ценами на аренду помещений, - объясняет Андрей Ефимов. - Спортклуб — это большие площади (от 1000 м2), с хорошим ремонтом и вентиляцией. Они стоят недешево. Несколько заведений закрылись, поскольку владельцы площадей попросили «очистить» помещение. Другие проблемы: большие начальные затраты на оборудование, высокие налоги при низкой доходности, длительный период окупаемости, сезонность бизнеса, высокая конкуренция, кадровый голод, не очень высокая активность населения при заниженном спросе. В целом же, этот бизнес имеет гораздо больше рисков, чем другие.
Пока одни пакуют чемоданы, другие, наоборот, набирают силу. В основном, это заведения с хорошей инфраструктурой и наполнением пакета, но по цене «эконом». Удачно стартовал «Спорт Джем». Увеличили площади «Манго» и «Фитнес-драйв», активно развивается Центр «Единоборства и фитнес». Ефимов ожидает, что сильным игроком станет новая сеть «ФизКульт», которая сейчас возводит несколько крупных клубов.
В спортклуб «тусить» и знакомиться
Один из удачных стартов этого года - «Спорт Джем», демократичное молодёжное заведение площадью 1000 м2.
- Я даю людям нормальный сервис за умеренные деньги, – рассказывает директор «Спорт Джема» Елена Бородина. – Кроме того, у меня уникальная для города концепция. Большинство клубов пытаются объять необъятное, ориентируясь на мам, пап, детей, бабушек, дедушек... А я хочу, чтобы в моём клубе была тусовка. В Москве это очень модно: на фитнес ходят в первую очередь тусить... ну, и тренироваться.
Чтобы привлечь молодежь, Елена продумала соответствующую инфраструктуру: фитнес-бар, студия тату, парикмахерская, солярий. В планах – проведение вечеринок и даже создание клуба знакомств.
– На сайте клуба хочу организовать закрытую социальную сеть, – делится Елена. – Любой клиент сможет завести свою страничку и познакомиться с понравившимся человеком.
«Фишка» нового клуба «Ладъ» - самый высокий в городе скалодром и первый в Нижнем зал для паркура. Эти новации дополняет компактный тренажерный зал.
Оба заведения позиционируют себя как демократичные: стоимость абонемента в «Спорт Джеме» - 700-1500 руб. в месяц, в «Ладе» - 800-1500 руб.
– В Европе ценовая политика – 40 евро в месяц за уровень «Ворлд класса», – комментирует Бородина. – В России стоимость абонементов неоправданно завышена.
За первые две недели Бородина продала 600 абонементов, что оценивает как мощный старт:
- У меня огромная клиентская база, которая ходит по клубам следом за мной. Чтобы обеспечить продажи, мне достаточно было сделать СМС-рассылку. Плюс сарафанное радио.
Харизма или «корочки»?
Одна из серьезнейших проблем фитнес-рынка — дефицит кадров. Столкнулись с ней и наши «старт-аперы».
– Инструктором должен работать специалист с высшим физкультурным или медицинским образованием, который имел бы представление об анатомии, физиологии и биохимии, - делится соображениями директор «Лада» Денис Кузов. - На мое объявление откликнулось трое. Двое отказались, третий, повар суши с физкультурным образованием, но без опыта работы по специальности, потребовал 25 тыс. рублей в месяц. Удивительно, но с факультета физвоспитания не откликнулся никто. Я не понимаю, куда они идут работать. Хотя я предложил им конкурентоспобный оклад и 50% дохода от персональных тренировок.
Кузов, по образованию психолог, подверг соискателей углубленному психологическому тестированию. Это уберегло его от неверных решений:
– Я уже был готов взять одного парня, но тестирование неожиданно показало заостренные личностные черты на уровне психопатии. Стал обсуждать с ним результаты теста, он раскричался и убежал. А я перекрестился, что «расколол» его до приема на работу.
Главное требование Бородиной – харизма:
- На «корочки» я даже не смотрю. Первым делом оцениваю внешний вид кандидата, потом включаю музыку и предлагаю показать, на что он способен. Устраивает – даю пробное занятие, во время которого отслеживаю реакцию клиентов. Проблема многих инструкторов: они работают сами с собой, красиво двигаются перед зеркалом, а контакта с людьми у них нет.
Вас тут не стояло
Елена Бородина – бывалая бизнес-леди. Среди её проектов – клубы «Леди Фитнес», салоны красоты, а в последние три года – «Фитнес-драйв». Бородина уверена: рынок фитнес-услуг в городе не только насыщен, но и перенасыщен:
- Не советую соваться в эту нишу. Нужно быть своим человеком в мире фитнеса. Конечно, если у тебя денег куры не клюют, можно купить франшизу в Москве или Питере, и тебе всё сделают. Если же ты хочешь вложить не очень много финансов, то прогоришь. В нашем деле бизнес строится на харизматичных личностях, которых знают в городе.
- В фитнес-нишу лучше приходить или специалистам, или людям с бизнес-мышлением, которые при этом готовы прислушиваться к мнению специалистов, - считает Андрей Ефимов. - Пример - «Ворлд Класс», детище бизнесмена Алексея Трушина, который до этого к сфере фитнеса не имел никакого отношения.
По мнению Дениса Кузова, на фитнес-рынке остались-таки незаполненные ниши. Например, не хватает недорогих фитнес-клубов формата «около дома». Однако инвесторы не спешат открывать спортивные заведения в спальных районах.
– Слишком недешев старт, – рассуждает Кузов. – Минимальный набор тренажеров среднего уровня – это уже 600 тыс. руб. Плюс аренда помещения, ремонт. При этом –отдалённый срок окупаемости. Получается так: у кого денег немного, не рискует вложиться в такой бизнес, а у кого есть средства – им такая прибыльность неинтересна.
Всё же решились открыть маленький клуб? Открывайте его под конкретного тренера, который горит своим делом, советует Кузов. И дайте ему возможность зарабатывать:
– Создадите ему условия – он, как локомотив, потащит ваш бизнес вперёд, будет распространять информацию, привлекать новых посетителей.
Денис не собирается повторять ошибок, допущенных его экс-работодателями:
– Вместо того, чтобы развивать тренажёрку и аэробику, востребованные у клиентов, хозяева одного из клубов стали перекачивать заработанные на них деньги в своё любимое направление. И сами не заметили, как клуб безнадежно отстал. Все оснастились профессиональными тренажёрами, а у них так и стояли самоделки. В результате прибыльный поначалу бизнес потерпел крах.