2011 год <<

Половине нижегородских лифтов пора на "пенсию"

А через два года число машин с выработанным ресурсом может достичь 70%

Самый старый лифт в Нижнем Новгороде демонтировали в 2009 году. Машина, более 60 лет обслуживавшая жильцов знаменитого дома №1 по улице Минина, даже «засветилась» в фильме «Екатерина Воронина»!

Между тем, число лифтов, перешагнувших «пенсионный» - 25-летний - возраст, в нашем городе растет год от года. На данный момент их 50-60%. А к 2013 году при нынешних невысоких темпах замены старых лифтов число «пенсионеров» может достичь 72%. Об актуальных проблемах городских лифтов мы побеседовали с начальником отдела государственного строительного надзора Волжско-Окского управления Ростехнадзора Евгением Зосимовым.

Половину вложит город, половину - собственник

- Евгений Александрович, сколько лифтов выработали свой ресурс?

- По районам города количество лифтов, отработавших нормативный срок службы, колеблется от 50 до 60%. Например, в Автозаводском районе таких машин 51%, в Приокском — 61%, в Канавинском — 62%. А через 2-3 года, если не предпринимать никаких мер, этот показатель достигнет 70 и более процентов. На сегодня городская программа по замене лифтов практически не действует. Если в 2008 году было заменено 239 лифтов, то за последние два года — по 50-51. Это недешевое удовольствие: замена стандартного бюджетного лифта стоит больше миллиона рублей.

- Но проблему все равно придется как-то решать. У вас есть мысли, как?

- Нужно паритетное финансирование программы по замене лифтов. Пусть какую-то часть вкладывает городской бюджет, а другую - собственники лифта (ТСЖ, ЖСК, кондоминиумы). Полностью перекладывать эти траты на собственника было бы, наверно, неправильно.

- Насколько безопасны лифты, отслужившие 25 лет и продолжающие эксплуатироваться?

- В целом, безопасны. Каждый такой лифт специалисты органа сертификации оценивают на предмет соблюдения требований технического регламента. Однако даже если лифт находится в удовлетворительном состоянии, поддерживать его в «рабочей форме» с каждым годом становится все сложнее, поскольку он требует более масштабного и дорогостоящего ремонта. На что опять же выделяется недостаточно средств. По объему отчислений на ремонт лифтов Нижегородская область находится на последних позициях по сравнению с другими регионами ПФО — по данным организации «Лифтремонт», из полного сбора коммунальных платежей эти отчисления составляют всего 2,7%.

- Каков вообще разумный срок использования лифта?

- Если к нему относиться бережно, он может прослужить и сто лет. На предприятии «Городецкий район гидротехнических сооружений и судоходства – филиал Волжского государственного бассейнового управление водных путей и судоходства» установлены пассажирские лифты, изготовленные в ГДР. Они в эксплуатации более 50 лет, но находятся в прекрасном состоянии.

- Городские лифты регулярно страдают от вандалов. Как решается эта проблема?

- К счастью, проблема вандализма стоит не так остро, как несколько лет назад. В 2005 году в новогодние каникулы в Нижегородском районе встали более 50 лифтов. Оказалось, что по крышам прошла банда вандалов, проникла в машинное отделение и поснимала катушки с тормозов. И сейчас на новых лифтах мы видим западающие кнопки, которые невозможно ни выковырять, ни поджечь. Двери делаются в огнезащитном исполнении, алюминиевое обрамление входа в шахту тоже заменили на антивандальное.

Что касается защиты машинного помещения, то сейчас почти на всех пассажирских лифтах введены новые системы диспетчерского контроля. И когда несанкционированно открывается дверь в машинное помещение либо в шахту лифта, диспетчеру идет сигнал на пульт.

Стоп, машина

- Евгений Александрович, как часто специалисты Ростехнадзора контролируют состояние лифтов?

- По закону до недавнего времени нам разрешалось планово проверять лифт раз в три года. Сейчас в законодательство внесены изменения, которые позволяют нам выходить на проверки и раз в год.

Но мы можем проводить и внеплановые проверки, которые инициируем, получив соответствующий сигнал от жителей, из средств массовой информации, а также если собственник лифта не выполнил наши предписания и не устранил нарушения.

В 2011 году мы проверили 210 лифтов и выявили 422 нарушения. Было составлено 22 протокола об административных правонарушениях, дважды эксплуатация лифта была приостановлена по решению суда. В одном случае в лифте не сработали ловители, которые предназначены для остановки и удержания кабины, если она вдруг начинает двигаться с увеличенной скоростью. Во втором случае приостановку эксплуатации лифта инициировала прокуратура Канавинского района. Причина - многочисленные нарушения правил и норм безопасности, выявленные специалистами Ростехнадзора. По закону, эксплуатацию лифта по решению суда можно приостановить на срок до 90 дней. Но обычно обслуживающие организации уже в течение пяти дней устраняют неполадки и сами обращаются в суд с просьбой возобновить эксплуатацию.

- Какие нарушения вы выявляете чаще всего?

Наиболее часто встречающиеся нарушения: неисправная ремонтная связь, неработающая связь между кабиной и диспетчером, нахождение в машинных помещениях несанкционированного оборудования, неисправное состояние внутренней облицовки купе кабины (это касается старых лифтов).

- Много получаете «холостых» жалоб?

- С улицы Иванова поступил сигнал на сильный шум от работы лифта. По нашему предписанию специализированная лаборатория произвела замер. По нормативам, на лестничной клетке он не должен превышать 45 децибел. Замеры уровня шума показали меньшую величину.

Одного виноватого не бывает

- Евгений Александрович, с 2002 года в лифтах области произошло четыре смертельных случая. С чем были связаны эти ЧП: с технической неисправностью машин или с нарушением правил эксплуатации?

- И с тем, и с другим. Например, павловской трагедии предшествовали следующие события. Лифт неоднократно останавливался, по вызову лифтера электромеханик поднялся в машинное помещение и установил, что неисправны контакт дверей шахты и кабины. Тогда рабочий с целью скорейшего запуска лифта установил закорачивающую перемычку в цепи контактов. Это было грубейшим нарушением. По инструкции он не должен был включать лифт до полного устранения неполадки.

Как только стало известно о несчастье, наш инспектор прибыл на место через 15 минут, поднялся в машинное помещение и сфотографировал установленную перемычку. Электромеханик был приговорен к полутора годам колонии-поселения.

- Какие действия людей могут привести к несчастным случаям?

- Больше всего несчастий происходит, когда человек самостоятельно пытается выбраться из кабины, не дожидаясь прибытия «аварийки». У нас был тяжелый случай. Подгулявшая компания стала выбираться из лифта, один мужчина выкатился на лестничную клетку и упал обратно в шахту. К счастью, остался жив. А вот в Санкт-Петербурге четыре года назад при схожих обстоятельствах погибли две девушки. Они стали выбираться из кабины и сорвались в приямок с седьмого этажа.

- Есть такие признаки, по которым человек может понять, что с лифтом что-то не то, и лучше бы пройтись пешочком?

- Однозначно не стоит пользоваться лифтом, если вы ощутили запах дыма, горящей электропроводки, синтетики, если от каких-то его частей бьет током. Второй тревожный сигнал — рывки при движении, скрежет. Должно насторожить и то, что лифт не реагирует на приказы или выполняет их неточно. Работа лифта не по схеме включения может привести к беде.

Сколько лифтов было заменено в Нижнем Новгороде

2003 год — 8

2004 год — 30

2005 год — 40

2006 год - 59

2007 год — 101

2008 год — 239

2009 год - 50

2010 год — 51

(по данным Ростехнадзора)

Цифры

В Нижегородской области эксплуатируется 11 085 лифтов, из них 85% - в Нижнем Новгороде.

Кстати

За последние 10 лет в нашей области произошло четыре смертельных случая, связанных с лифтами.

* В 2002 году в доме на улице Коминтерна кабина неожиданно пришла в движение с открытыми дверями, когда женщина наполовину закатила в нее коляску. Ребенок погиб.

* В 2007 году в Павлово произошло аналогичное ЧП. Несмотря на то, что отец смог вырвать коляску из кабины, семидневный младенец упал в шахту и погиб.

* В 2003 году в больнице №3 лифт по каким-то причинам не приехал на вызов, а двери открылись. Работница кухни машинально шагнула в шахту и разбилась.

В 2011 году электромеханик разбился в доме на улице Плотникова, пытаясь вызволить застрявшего в кабине человека. По инструкции, он должен был отключить лифт, открыть двери специальным ключом. Он же открыл двери, спустился на кабину, с кабины за привод открыл двери и освободил человека. Но самому электромеханику надо было метра полтора подняться до обрамления шахты, откуда он спустился. Во время этого подъема он сорвался и получил травму головы, в результате которой скончался.

Важно!

Пользуясь лифтом, не забывайте:

- после автоматического открывания дверей убедиться, что кабина действительно находится перед вами.

- при перевозке ребенка в коляске возьмите его на руки, войдите в кабину, а потом ввезите коляску. При выходе сначала вывезите коляску, а затем выходите сами с ребенком на руках.




Copyright © 2008-2019. Татьяна Кокина-Славина (Таня Танк). Все права защищены | Memory consumption: 1.75 Mb