2011 год <<

«Бизнес не «кошмарить», проверки - уплотнить»

Интервью с руководителем Волжско-Окского Управления Ростехнадзора Владимиром Вьюновым о практике надзора за промышленными предприятиями

После крупных аварий на шахте в Кемеровской области и Саяно-Шушенской ГЭС на государственном уровне всерьез задумались об усилении надзора за промышленной безопасностью. Сейчас в Госдуме находятся на рассмотрении изменения в Федеральный закон №116, регламентирующий частоту и характер проверок на опасных производственных объектах. Если изменения будут внесены, то надзор за рядом промышленных объектов будет осуществляться не раз в один-три года, как сейчас, а постоянно, изо дня в день, специальным «прикрепленным» к данному объекту инспектором Ростехнадзора.

Вместе с тем, государство сохраняет и прежний курс — не «кошмарить бизнес». Что выражается, в том числе, и в «уплотнении» графика проверок. Так, с 2011 года проверки будут проводиться комплексно — то есть, на предприятие одновременно придут инспекторы из нескольких надзорных органов. О практике надзора за промышленными предприятиями мы побеседовали с руководителем Волжско-Окского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Владимиром Сергеевичем Вьюновым.

Забыть о проверках на 11 месяцев

- Владимир Сергеевич, какие мероприятия включает в себя надзор за промышленными предприятиями?

- На данный момент наша структура осуществляет 16 видов надзора: строительный, надзор за подъемными сооружениями, энергетический, металлургический, пожарный в рамках строительного надзора и ряд других. При этом для нас нет никакой разницы, промышленное предприятие мы проверяем или, например, школу. Котельная, независимо от того, находится она на балансе промышленного предприятия или школы, является опасным производственным объектом.

Если говорить о технологии надзора, то она такова. В октябре каждого года в соответствии с федеральным законом №294 (далее - 294-ФЗ) мы составляем план проверок на следующий год и представляем его на согласование в областную прокуратуру. После согласования план утверждается Федеральной службой Ростехнадзора и становится для нас руководством к действию.

В основном, мы проводим комплексные проверки. То есть, на предприятие одновременно идут инспекторы разных отделов Ростехнадзора: энергетики, подъемщики, тепловики, газовики, химики... Такой подход к проверкам рекомендован нам Федеральной службой, а со следующего года решено пойти еще дальше: теперь на предприятие будут одновременно выходить инспекторы не одной, а сразу нескольких контролирующих организаций: Росприроднадзора, Роспотребнадзора и т.д. Это делается в интересах предприятий, чтобы они могли пройти все проверки в течение 20 дней, регламентированных 294-ФЗ, и последующие 11 месяцев работать в нормальном режиме.

- Как вы оцениваете это нововведение?

- Для предприятий оно, безусловно, положительное. Они смогут подготовиться к проверке, сделать так, чтобы все ответственные сотрудники присутствовали на рабочих местах и могли в случае необходимости дать инспекторам соответствующие разъяснения.

Пока основная сложность состоит в том, что нам трудно свести график проверок воедино. В одной только Нижегородской области работает 129 проверяющих органов, поэтому состыковать между собой эти проверки очень сложно. Прокуратура поставила жесткое условие: если мы между собой не договоримся, то проверка вообще будет исключена из плана на следующий год. И следующий шанс договориться нам дадут только при составлении плана на 2012 год. На мой взгляд, лучше всего с этим бы справилась сама Прокуратура, поскольку именно туда стекаются все планы проверок. Но думаю, эти сложности — вопрос времени, и в ближайшем будущем все встанет на свои места.

- Вернемся к проверкам. Как часто предприятие может им подвергаться?

- В соответствии с 294-ФЗ, основанием для включения организации в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня государственной регистрации предприятия или истечение того же срока со дня окончания проведения последней плановой проверки. Однако с 1 января 2011 года по многим видам надзора в 116-ФЗ будут внесены изменения. В первую очередь, они коснутся надзора за опасными производственными объектами. Разве можно шахты и гидроэлектростанции инспектировать раз в один-три года? Если на этот срок оставить без надзора Саяно-Шушенскую ГЭС, то можно будет считать, что надзора за ней нет вообще.

- Но ведь на каждом предприятии существует ведомственный надзор, производственный контроль...

- Ведомственный надзор – потому и ведомственный, что находится в ведении предприятия, а, следовательно, отстаивает не только вопросы безопасности, но и интересы предприятия. И как показывает надзорная практика, уровень производственного контроля на многих предприятиях не соответствует требованиям норм и правил.

Но к настоящему времени на уровне Правительства РФ сложилось понимание того, что на таких объектах, как шахты, гидроэлектростанции, инспектор должен находиться постоянно. Например, на энергетических объектах ремонты, осмотры, реконструкции проводятся постоянно, поэтому и надзор необходим не эпизодический, а постоянный.

- Предложение хорошее. Но нет ли опасности, что при таком тесном сотрудничестве с предприятием инспектор вскоре станет там «своим» человеком и, мягко говоря, потеряет объективность?

- Такая опасность, конечно, есть. Мы решаем эту проблему таким образом: проводим ротацию инспекторов, то есть, с определенной периодичностью меняем закрепленные за инспектором поднадзорные предприятия.

Но основная проблема тут даже не в этом. Для того, чтобы осуществлять надзор за той же гидроэлектростанцией или шахтой, нужно быть специалистом очень высокого класса, который имел опыт работы на таком объекте, а не просто видел его со стороны. Который знает, что такое система вентиляции, загазованности, безопасности и т.д. А такого человека найти очень сложно.

«Заказная» проверка как способ конкуренции

- Как часто вам приходится проводить внеплановые проверки в отношении промышленных предприятий? Что может послужить основанием для этого?

- В 294-ФЗ четко прописано, что основанием для проведения внеплановой проверки может быть поступление в Ростехнадзор обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о причинении или возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Проведение любой внеплановой проверки обязательно должна согласовать областная прокуратура. И статистика такова: половину проверок она не согласовывает. С нашей точки зрения, бывали случаи, когда проверки были абсолютно необходимы, но нам поступал ответ: «не видим основания». На днях ко мне поступил запрос от жителей одного района: на улице такой-то работает незарегистрированный кран, за которым никто не следит. Следовательно, представляет угрозу для жизни людей. Мы обратились в прокуратуру, на что нам был дан ответ: «А если кран не работает, может он создавать угрозу для жизни?» При этом все понимают, что сегодня он не работает, а завтра заработает. Дорогая техника не будет простаивать. Таким образом, опасность более чем реальна.

Или такой пример. В последнее время у нас падало много кранов, были жертвы, и мы направили в областную прокуратуру просьбу инициировать проверку строящихся объектов, где есть подъемные сооружения. Нам в ответ сообщили, что не видят основания для проверок. Здесь уместно вспомнить печальный опыт Кемерово. После аварии на шахте в адрес Ростехнадзора было немало нареканий. Но почему-то мало кто вспомнил, что инспектор выносил постановление о запрете деятельности шахты на 90 суток, а судья его отклонил. В результате произошла авария с гибелью более ста человек. Судью привлекли к ответственности. Поэтому, когда компетентные органы отказывают нам во внеплановой проверке при явных нарушениях, часть ответственности в случае аварии или несчастного случая ложится и на них.

Кроме того, недавно обозначилась и набирает обороты тенденция «заказных» проверок. Например, предприятие пишет жалобу на предприятие-конкурента, сообщает о каких-то нарушениях. В ответ второе предприятие пишет жалобу на первое. У нас есть два предприятия, которые уже по пятому разу обменялись жалобами друг на друга. И часто при проверке эти нарушения не подтверждаются. Не хотелось бы, чтобы Федеральная служба превращалась в инструмент, которым предприятия пользовались бы в целях устранения конкурентов.

Приостановка деятельности снова «входит в моду»

- Если внеплановая проверка санкционирована, предупреждаете ли вы директора предприятия?

- Директору предприятия за три дня вручается распоряжение о внеплановой проверке, в котором указываются ее причины. В советские времена практиковались внезапные проверки, но их запретили. Между тем, они решали определенные задачи. Например, только посредством внезапных проверок можно выявить экологические нарушения. Допустим, нам поступает много жалоб на выбросы отходов в атмосферу в ночное время. Мы, как положено, направляем на предприятие запрос, просим Гидромет и Роспотребнадзор провести мониторинг. А результат? Ничего не подтверждается. И предприятие продолжает отравлять людей и атмосферу выхлопами.

- Какие наказания предусмотрены за нарушения, выявленные в ходе проверок?

- Обычно применяются административные наказания – штрафы на должностных лиц (2-3 тысячи рублей), юридических лиц (20–30 тысяч рублей), административное приостановление деятельности (по суду, на срок до 90 суток). Приостановление применяется при таких нарушениях, которые угрожают жизни или здоровью людей, могут привести к возникновению техногенной катастрофы. Также инспекторы имеют право отозвать из оборота продукцию, представляющую опасность для жизни, здоровья граждан и окружающей среды, а также довести до сведения граждан информацию о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения.

- Как часто вы идете на столь серьезную меру, как приостановление деятельности?

- В последнее время нам не раз приходилось идти на эту меру. И надо отметить, что после волны крупных ЧП, прокатившихся по России, суды стали чаще склоняться на сторону безопасности. До этого они все же стремились оградить предприятия от наказаний.

Но могу привести и отрицательный пример. В результате прорыва продуктопровода ОАО «Средне-Волжский Транснефепродукт» был нанесен большой экологический ущерб болотам, являющимися заповедными. Мы дважды выступали с предписанием о приостановлении деятельности предприятия, и дважды судьи его отменяли и выносили решение о штрафе в 20 тысяч рублей. Что это значит для предприятия, годовая прибыль которого исчисляется миллиардами? И только в ходе третьего суда главный инженер был оштрафован на сумму годового оклада. Да, наказание серьезное. Но если принять во внимание, что экологии нанесен ущерб на несколько миллиардов рублей...

- А есть такие предприятия, где нарушений не выявляется вообще?

- Таких предприятий нет. Если инспектор не выявил в ходе обследования нарушений - значит, здесь что-то неладно, и мы с каждым конкретным случаем разбираемся отдельно. Но, безусловно, ряд предприятий находится у нас на хорошем счету, потому что они считаются с требованиями норм и правил и вкладывают средства в обеспечение промышленной, энергетической и экологической безопасности.

- Получают ли они какие-то привилегии в ходе дальнейших проверок, более лояльное отношение со стороны вашей организации?

- Подход у нас одинаков ко всем предприятиям. Нашу Федеральную службу вновь переподчинили Правительству РФ, спрос будет большой. В настоящее время повышаются требования не только к предприятиям и организациям, но и к инспектирующим органам. И за каждую аварию и несчастный случай отвечать будут, в том числе, и должностные лица контролирующих органов. Поэтому ни о какой лояльности говорить не приходится.

Что касается привилегий, преференций... Например, есть крупные химические предприятия, где очень четко и жестко выстроена система по контролю за промышленной безопасностью. Например, «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез», который постоянно внедряет новые методы безопасности, производственный контроль, вкладывает в это немалые деньги. Конечно, к таким предприятиям и отношение другое. Мы не хотим этим сказать, что у нас есть любимчики. Но если они хотят внедрить новую технологию, мы разрешаем им это, разделяя с ними риск и ответственность.

«100%-ная безаварийность — это не фантастика»

- Давайте напомним руководителям предприятий их права в ходе проверки.

- Согласно 294-ФЗ, руководитель имеет право присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, получать от инспекторов информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Федеральным законом, знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями инспекторов. Также руководитель вправе обжаловать действия (бездействие) испекторов, повлекшие за собой нарушение прав проверяемой организации. Это можно сделать как в административном, так и в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

- По каким признакам директор предприятия может понять, что инспекторы превышают свои полномочия?

- Чтобы это понять, директор должен быть грамотным специалистом, знать свои права и не бояться их отстаивать. Бывают случаи, когда инспектор видит перед собой неграмотного руководителя и начинает придираться к любому пустяку, превышает свои полномочия. Например, говорит: мне не нравится эта труба, покрасьте. Директор, знающий свои права, может выполнить требование инспектора, а потом предъявить нам счет за покраску трубы. Поскольку в нормативных документах не содержится требования о том, что труба должна быть покрашена.

- Хорошо, а как директору стать тем самым «грамотным специалистом»?

Для этого достаточно хорошо изучить правила безопасной эксплуатации оборудования. Каждый директор предприятия раз в пять лет проходит обучение этим правилам, а затем - аттестацию. Если на предприятии произошла авария, особенно со смертельным исходом, то руководитель едет в Москву и проходит внеочередную проверку знаний. Это довольно серьезное испытание. И если он его не проходит несколько раз подряд, то мы имеем право ходатайствовать об отстранении его от должности или неутверждении на руководящую должность.

- И последний вопрос: можно ли полностью избежать аварийности?

- Можно. Если в полном объеме солюдать правила безопасной эксплуатации оборудования и исключить обстоятельства непреодолимой силы и человеческий фактор, то это будет 100%-но безаварийная работа. Но они не соблюдаются по многим причинам. Предприятия экономят на безопасности, стремятся любой ценой обогнать конкурента и вырваться вперед. Но это означает высокую степень риска. Кроме того, зачастую уровень безопасности на предприятии отстает от развития производства. В этих условиях наша задача - заставить собственников предприятий уделять самое пристальное внимание вопросам обеспечения всех видов безопасности, тем самым, сохраняя баланс между уровнем производства и безопасностью.




Copyright © 2008-2019. Татьяна Кокина-Славина (Таня Танк). Все права защищены | Memory consumption: 1.75 Mb