Туризм может стать российским клондайком
Эксперты прогнозируют бурное развитие в России сферы услуг
Пока производственная сфера в России занимает больше половины в структуре доходов государства. Однако по оценкам экспертов, эта доля начнет неуклонно снижаться после вступления России в ВТО — отечественная продукция просто не сможет конкурировать с товарами развитых стран. Катастрофа? Нет, выход есть. Нужно развивать другие сферы, искать новые статьи наполнения национального бюджета и приложения сил для россиян. И такой сферой все громче и громче называют сферу обслуживания, в частности, турбизнес. Это хоть и нетрадиционная для отечественных предпринимателей область инвестиций, но при правильном подходе обещает хорошую доходность и быструю окупаемость. Мы решили рассмотреть перспективы развития въездного и внутреннего российского туризма (ВВТ), а также возможности инвестирования в него, на примере Нижегородской области.
Турпродукт или автомобили?
Для начала - научное обоснование перспективности развития ВВТ в России и, в частности, в Нижегородской области.
- Сейчас отрасль машиностроения и промышленности занимает 57,1% в структуре доходов области. Однако тенденции последних 20 лет таковы, что мы становимся все более неконкурентоспособными в этой сфере, - говорит доктор экономических наук Александр Гаврилов. - Автозавод пытался выпускать новые виды автомобилей - «Волгу Сайбер», но это не увенчалось успехом. «Красное Сормово» ежегодно строит лишь несколько барж «река-море». Давно наметился и кризис в авиастроении.
Сейчас автомобилестроение дает 12,4% доходов в структуре области, транспорт и логистика — 8%, черная металлургия — 6%. При вступлении в ВТО мы деградируем по этим и ряду других позиций. Если мы не будем собирать западные автомобили отверточной сборкой, ГАЗ с большим количеством работающих станет неконкурентоспособен, что чревато социальной напряженностью. Металлургия (Выксунский металлургический завод и связанное с ним производство в Красных Баках) также испытает трудности. Западные металлурги просто не допустят нас на рынок. У них более точные методы получения заведомо требуемых параметров изделий из металла. И эти технологии нам никто продавать не будет.
Если Россия, вступив в ВТО, начнет создавать мощную производственную структуру, это потребует огромных капвложений. Между тем, средств будет не так много. Во-первых, не закончился глобальный экономический кризис. Во-вторых, предстоит немало колоссальных трат на ряд федеральных проектов: Олимпиада в Сочи, чемпионат мира по футболу, строительство острова Русский на Дальнем Востоке и т.д.
- Поэтому сейчас встает задача искать новые направления развития экономики, менять ее структуру, - продолжает наш эксперт. - Россия привлекательна как зона развития нематериального производства, услуг: в области здравоохранения, образования, ВВТ.
Эти тенденции характерны не только для России, но и для всего мира. По данным Всемирной туристской организации, туризм с конца 90-х годов занимает лидирующее положение в мировом экспорте товаров и услуг, обогнав автопром и производство продуктов питания. Средние темпы роста туризма составляют 5-7% в год, что намного выше среднегодовых темпов роста мировой экономики в целом. По прогнозам, к 2020 году число международных туристских прибытий должно вырасти в 2,2 раза по отношению к 2000 году, в 4 раза должны увеличиться доходы от туризма.
Сейчас доля от выручки товаров туристического толка в структуре доходов Нижегородской области составляет всего 1,14%, - приводит цифры Александр Гаврилов. - В планах областного правительства — увеличить этот показатель в разы. Всемирная туристская организация подсчитала, что на каждый рубль реализации турпродукта иностранным туристам приходится, как минимум, еще рубль, который этот турист тратит на приобретение услуг и товаров смежных отраслей (сувенирную продукцию, питание, транспорт, связь, развлечения). Поэтому ВВТ, на мой взгляд, оптимальная сфера приложения сил и средств частного бизнеса.
Развитие ВВТ — это еще и способ занять население. Каждый въезжающий в страну турист создает 8-10 рабочих мест. Это стимулирует развитие не только гостинично-туристской и санаторно-курортной, но и смежных отраслей: транспорта, общественного питания, экскурсионно-информационных служб, спортивно-оздоровительных комплексов и деловых центров.
Чем богаты, тем и рады
- Уверен, что к нам поедут, - оптимистично полагает Александр Гаврилов. - В европейских реках невозможно купаться, чистого леса, как у нас в Воскресенском, Вачском, Сосновском районах, в Европе не найти. Сейчас на долю России приходится около 1% мирового туристского потока - это 22 млн человек в год. При соответствующем уровне развития инфраструктуры мы можем принять и 40 млн туристов.
Чем может привлечь туристов Нижегородчина? Нижний Новгород - это старинный русский город на слиянии Волги и Оки, родина ополчения 1612 года и золотой хохломы. Здесь имеются уникальные природные памятники (легендарное озеро Светлояр, Керженский заповедник), курортные зоны - Горьковское море, Зеленый город. Туристы издавна облюбовали для сплавов лесные реки Керженец, Пьяну, Ветлугу. Обилие лесов, 8 000 рек, 2700 озер и прудов — все это благоприятствует развитию экологического, охотничье-рыболовного и приключенческого туризма.
В области 200 действующих народно-художественных промыслов. Во многих районах есть фабрики, частные мастерские, куда можно привозить туристов на мастер-классы с последующей продажей им сувениров.
- В Таиланде вас повезут на фабрику каучуковых матрасов, в Китае — на фабрику шелковых одеял, - напоминает Александр Гаврилов. - После экскурсии редкий турист не приобретет изделие на память — а это минимум 200-300 долларов. Почему бы не развивать это у нас?
Уникальные праздники («Праздник тумботинской финки», фестиваль кенароводов «Птичка певчая», «Город гончаров», «Золотая хохлома», гусиные и петушиные бои) создают хорошую почву для развития культурно-познавательного и событийного туризма. Кроме того, на Нижегородчине много православных святынь, самые крупные из которых - Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский и Макарьевский-Желтоводский монастыри. Сейчас идут разговоры и о том, чтобы сделать открытым Саров (Арзамас-16) - землю Серафима Саровского и город, где работали «отцы водородной бомбы» Сахаров, Курчатов, Харитон.
Удобно и расположение региона. Нижегородская область находится на перекрестке важных авто-, железнодорожных, водных и авиамагистралей. Полет от Москвы до Нижнего занимает всего 40 минут, а авиакомпания Lufthansа осуществляет рейсы из Франкфурта-на-Майне и обратно, связывая область с более чем 120 странами мира. Железная дорога связывает центральный, северо-западный и северный районы страны с Поволжьем, Уралом, Сибирью. Город равноудален от Астрахани и Санкт-Петербурга, что является преимуществом для развития круизного туризма. Умеренно континентальный климат делает территорию привлекательной для путешествий как летом, так и зимой.
Одним словом, Нижегородская область - это край, перспективный для самых разных видов путешествий: культурно-познавательного, круизного, лечебно-рекреационного, делового и событийного, экологического и приключенческого, сельского туризма, охоты и рыбалки, - подытоживает Александр Гаврилов.
Нижегородская область, по оценкам международных экспертов, входит в десятку наиболее перспективных в России. Позиции региона дополнительно усиливает перспектива вхождения в маршрут «Большое Золотое кольцо».
На всем этом нужно и можно зарабатывать. Поэтому в регионе была принята целевая программа «Развитие въездного и внутреннего туризма в Нижегородской области в 2007-2011 годах». Ее целью правительство региона определило «формирование конкурентоспособной туристской индустрии, способствующей социально-экономическому развитию области за счет увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, притока иностранной валюты и увеличения количества рабочих мест». В связи с этим было решено привлечь инвестиции на развитие материальной базы и внедрить кредитно-финансовые механизмы господдержки. Так, была разработана система льготного кредитования в форме возмещения части процентной ставки по кредитам.
Реализация программы должна дать следующие результаты: рост туристских потоков в область ежегодно до 100 тыс. иностранных граждан и до 1400 тыс. россиян, привлечение не менее 7 млрд рублей инвестиций, увеличение доходов областного и местных бюджетов, 4 тысячи новых рабочих мест. После ввода в действие объектов по инвестиционным проектам поступления в бюджет и внебюджетные фонды ежегодно должны увеличиваться на 15-20%.
Где взять денег?
Между тем, на рынке въездного туризма доля Нижегородской области составляет не более 1%, на рынке внутреннего - не более 2%. Почему к нам не спешат туристы?
- Область долгое время была «закрытой», поэтому мало известна на рынке, - считает Александр Гаврилов. - Инфраструктура развита явно недостаточно. Некоторые объекты показа находятся в неудовлетворительном состоянии.
Одними только финансовыми ресурсами государства эту проблему не решить. Поэтому большая ставка в региональной программе делается на привлечение частных инвесторов. В ближайшие годы в Нижегородской области предполалагается вложить в туризм 3,6 млрд рублей, из них около миллиарда федеральных средств, 296 тысяч - региональных и 1 млрд 700 тыс. рублей — средств частного бизнеса.
- Частно-государственное партнерство - один из оптимальных способов соинвестирования рисковых проектов, - считает наш эксперт. - Государство, вкладываясь в них, берет на себя часть ответственности. Для бизнеса это дополнительная гарантия надежности.
Александр Гаврилов считает, что в развитие ВВТ можно и нужно привлекать средства населения. Для этого экономист предлагает следующий, достаточно революционный механизм:
- Будущее - за частно-муниципальными и корпоративными финансовыми структурами. Такой опыт есть в подмосковном Воскресенске. Там глава администрации создал муниципально-частную инвестиционную компанию с привлечением свободных депозитных финасовых ресурсов населения. Реализацией высокодоходной деятельности он обеспечил им высокую доходность инвестиций и вкладов. Помимо этого, привлеченные ресурсы позволили вкладчикам приобрести жилье по низкой стоимости, за счет привлечения сторонних покупателей жилья в построенных домах в пригородах Москвы. Половину квартир глава инвестиционной компании продавал на сторону, по рыночным ценам, другую — своим вкладчикам, по цене вдвое ниже. Доходность от коммерческой продажи обеспечивала высокую доходность по вкладам.
В сфере туризма, по расчетам Александра Ивановича, эта схема может работать так:
Создаваемые региональные частно-муниципальные корпоративные фонды развития или паевые компании привлекают средства населения в строительство коттеджей туристических комплексов, расположенных в поселениях, находящихся в зонах туристических маршрутов. Эти дома предлагаются участникам программы (сособственникам) в виде долевого участия в строительстве с переходом в полную собственность участника (вкладчика) через фиксированное время совместного пользования (2-5 лет). Это обеспечит развитие инфраструктуры рекреационного туризма и минимальное участие населения в организационно-хозяйственном и строительном обеспечении создания поселений коттеджного типа. При этом разрабатываются условия, что в определенный на договорной основе срок или сезонно в коттеджах будут размещаться туристы. Таким образом, мы получаем развитие и обновление инфраструктуры на туристических маршрутах и частичное решение жилищного вопроса и занятости населения, и, конечно, столь необходимые привлечение средств граждан в виде инвестиций.
Куда можно уехать на карете прошлого?
Итак, инвесторы могли бы вкладывать средства в строительство и реконструкцию туристических объектов, а также развитие инфраструктуры и смежных отраслей. Давайте проанализируем их состояние.
Итак, транспорт. Основной парк автобусов (около 30 единиц) — 5-8-летние иномарки. В районах области туристов обслуживают «ЛиАЗы» и «ПАЗы» без кондиционеров, биотуалетов, к которым привыкли иностранные туристы. Ко многим объектам показа не построены дороги, или же они находятся в плохом состоянии. Хромает и придорожный сервис. Например, на популярнейшем маршруте Нижний Новгород - Арзамас - Большое Болдино только недавно появился комплекс с туалетом, кафе, сувенирной лавкой, на других же направлениях их нет вовсе.
Региональная программа предусматривает ежегодное льготное кредитование при закупке 4-5 единиц туристического транспорта. Каждый год будет кредитоваться и строительство 2-3 сервисных комплексов, для которых уже определены площадки.
Круизные компании имеют около 20 комфортабельных пассажирских теплоходов, способных обеспечить за навигацию перевозку более 200 тысяч туристов. Объем услуг крупных операторов ежегодно составляет около 200-260 млн рублей. Наличие на рынке одного теплохода создает 50-200 рабочих мест.
Однако большая часть судов требует переоборудования. Нужно строить и новые теплоходы. Современные модели пассажирских судов «Сура» разработаны нижегородской группой компаний «ГАМА». На судах, которые будут строиться на верфях Нижегородчины, будет использоваться новый движительно-рулевой комплекс с гребными колесами. Это позволит теплоходу проходить по рекам с ограниченными глубинами и извилистым фарватером, даст пассажирам возможность выхода на необорудованном берегу. Стоимость строительства одного такого судна - 10-15 млн долларов США, срок окупаемости 8-10 лет. Валовая ежегодная прибыль от эксплуатации теплохода - 600-800 тыс. евро. Компания предлагает следующие формы соучастия в проекте: соинвестирование, заказ на строительство теплоходов «Сура», лизинг.
Еще одна проблема круизного туризма — неуклонное обмеление Волги и Оки. Из-за невозможности швартовки крупных теплоходов многие нижегородские города остаются незадействованными в круизных маршрутах. Поэтому нужно строить и ремонтировать берегоукрепления, углублять дно по судоходной части рек, благоустраивать причальные территории в круизных центрах по берегам Волги: Чкаловск, Балахна, Макарий, Павлово. Позитивный пример в этом отношении — Городец, который в последние годы вновь вернулся в программы речных круизов. Некоторые суда начали делать стоянку в Чкаловске, а также в зеленой зоне «Лукоморье» близ Балахны.
Одно из предложений для инвесторов — создание туристско-рекреационной зоны в зоне Горьковского моря. На площади 220 га планируется возвести туристский город с 10-15 гостиницами, ресторанами, оздоровительными и развлекательными центрами, полем для гольфа и яхт-клубом. Задумано, что в городке будут останавливаться круизные суда. Объем инвестиций - не менее 1 500 млн рублей.
Еще одно перспективное направление - организация зеленых стоянок для круизных судов.
Теплоходу необязательно останавливаться в Самаре или Чебоксарах, - считает Александр Гаврилов. - Если зеленая стоянка будет сделана на острове, где будут олени, лоси, кабаны, зайцы, с которыми можно будет сфотографироваться, это многих заинтересует. Сейчас некоторые бизнесмены разводят страусов. Можно катать на них туристов. А почему не покататься на специально обученном медведе, лосе? Нас же катают на верблюдах в Египте и Израиле.
Дайте крышу над головой
Еще одна область приложения инвестиций — строительство и реконструкция отелей. Сейчас в Нижнем Новгороде - две четырехзвездочных гостиницы, три трехзвездные, ряд частных мини-отелей в историческом центре. Построены загородные гостиничные комплексы. Несмотря на это, в области по-прежнему недостаточно гостиниц туристского класса с современным уровнем комфорта.
- Да, гостиниц строится много, но какого они ценового уровня? - задается вопросом председатель комитета по туризму Торгово-промышленной палаты Нижегородской области Татьяна Смайл. - Разве такие цены на проживание будут способствовать развитию массового туризма?
Большая проблема — и состояние гостиниц в большинстве районных центров.
- Желающие посмотреть на русскую глубинку не хотят жить в гостиницах, которые возводились еще в советские годы с расчетом на вахтовых рабочих, - говорит Александр Гаврилов. - Перспективно гостиничное строительство из экологически чистых материалов по принципу бунгало.
К сожалению, необходимость реконструкции и переоборудования большинства гостиниц приводит к увеличению стоимости турпродукта, который становится неконкурентоспособным ни на российском, ни на зарубежном рынках. Например, стоимость путевки на неделю в пансионат Нижегородской области, соответствующий по комфортности турецкому отелю 2- 3*, будет стоить 350 долларов США. За указанную сумму турист может отдохнуть в отеле 4* в Турции, причем с учетом стоимости авиаперелета.
Чтобы удешевить нижегородский турпродукт, в областной программе предусмотрено льготное кредитование для инвесторов, желающих вложиться в строительство гостиниц и мини-гостиниц туристского класса в крупных исторических центрах Нижегородчины, а также бизнес-отелей в Нижнем Новгороде. Также предусматривается льготное кредитование на развитие инфраструктуры в приоритетных туристских центрах и районах области — по 3-4 комплекса ежегодно.
Один из перспективных объектов для инвестирования - туристский центр в Балахне, на родине организатора ополчения 1612 года Кузьмы Минина. Празднование 400-летия этого исторического события в 2012 году предполагает включение Балахны в межрегиональный туристский маршрут.
Другой интересный проект — возведение стилизованного под древнерусский град музейно-туристского комплекса «Град Китеж» в селе Владимирское близ легендарного озеру Светлояр. Примерная стоимость проекта – 2 млн долларов США. Рядом с комплексом есть площадка 8 га (земли сельхозназначения), где можно построить туристские коттеджи. Примерный объем инвестиций 3-4 млн долларов США.
По мнению Татьяны Смайл, бизнесменам, желающим вложиться в возведение гостиниц, нужно многое продумать:
- Откуда люди узнают об этом отеле? Кто и когда туда приедет? Да, некоторые бизнесмены возвели ряд загородных отелей. Но как правило, у них полностью отсутствуют знания о туристическом бизнесе и индустрии гостеприимства, персонал не обучен. Кроме того, не у всех из них есть сертификаты безопасности проживания. Это хлопотное и недешевое дело. А ведь иностранные туристы этим очень интересуются.
Охота на охоту
Настоящий клондайк для частного бизнеса, по мнению Александра Гаврилова — это развитие охотничьего и рыболовного туризма. В нетронутых глухих лесах обитают лось, заяц-беляк, бурый медведь, волк, лиса, барсук, белка, рысь, выдра, норка, бобр, рябчик, тетерев, глухарь, утка. В реках, ручьях и озерах водятся судак, стерлядь, жерех, сом, щука, лещ, карась, карп, окунь.
- Развитие охотничьего и рыболовного туризма немаловажно для развития сельских территорий, где нет промышленности и крупных предприятий, - считает Александр Гаврилов. - Местное население может предоставлять услуги размещения, организации питания, гидов-проводников.
Другое перспективное направление — организация нетрадиционных видов сплавного туризма. Байдарки подойдут не всем, а вот прокатиться на плоту или надувном плавсредстве по живописной лесной реке захотят многие иностранные туристы.
- Поэтому нужно будет построить вдоль сплавных мартшрутов промежуточные базы, где будут спальные места, кафе с блюдами из даров природы (травяные чаи, грибы, лосятина, кабанятина), - говорит Александр Гаврилов. - Для них это экзотика, для нас - способ зарабатывания средств и возможность занятости сельского населения.
В региональной программе развитию экотуризма также уделено немало внимания.
- В последние годы все больше туристов выбирает не традиционную модель «море-солнце-пляж», а «знание-ландшафт-досуг», - говорит Василий Казаков, министр поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области. - Наш регион может занять определенную нишу на рынке экотуризма. У нас на сравнительно небольшой территории находятся южная тайга, хвойно-широколиственные леса и лесостепи, уникальные природные ресурсы: Ичалковский бор, Борнуковская пещера, озеро Светлояр, Керженский заповедник и другие. Интересный объект - Ковернинская впадина, где на глубине 5 км найдены прототипы алмазов. Однако на строительство баз отдыха, туристско-информационных центров, кемпингов, обустройство экологических троп и туристских стоянок, смотровых площадок и вышек, организацию частных экохозяйств по разведению животных и растений и использованию их в туристских целях, нужны частные инвестиции.
- Еще один слабо освоенный бизнес связан с организацией туристических групп по сбору местных продуктов леса: ягод, грибов, лечебных трав, - делится идеями Александр Гаврилов. - Травяные и грибные вытяжки, настои — вот к чему сейчас обращается весь мир. Нужно организовывать производство продуктов питания и переработки сельхозсырья в тех поселениях, которые сегодня терпят бедствие. Торговля копченой рыбой, мясом, соленостями, травяными чаями, грибами, лечебными сборами может быть организована на стоянках круизных судов, на базах сплавных маршрутов, в комплексах на туристических трассах. Сейчас население северных районов массово занимается сбором лисичек, которые потом уходят за границу. Германия получает прибыль в виде добавочной стоимости, а Нижегородская область — ничего. А ведь грибы - это такие же российские ресурсы, как и нефть.
По замыслу нашего эксперта, перерабатывающие мини-производства можно строить и вблизи самих туристических объектов или на маршрутах следования к ним. Рядом можно размещать магазинчики для продажи этой продукции и сувениров, кафе и небольшие гостиницы с минимальным уровнем удобств.
Вы инвестор? Вам в «окно»
Региональная программа предлагает большое разнообразие вариантов для инвестирования. Ряд проектов уже разработан, в проектирование других предстоит вложиться самим бизнесменам.
- Правительство области разработало упрощенную схему взаимодействия власти и инвестора - «одно окно», - рассказывает Василий Казаков. - Инвестору достаточно направить заявку в нижегородское министерство инвестиционной политики, и чиновники сами соберут весь необходимый комплект документов. Затем заявленный проект рассмотрят на инвестиционном совете при губернаторе. Если решение будет положительным, инвестору оформят комплект разрешительных документов: акт выбора участка, права на землю, разрешение на проектирование и строительство. Если компании, обеспечивающие инженерную инфраструктуру, предъявляют к инвестору непомерные требования, мы сами уладим этот вопрос, а в некоторых случаях подведем инфраструктуру за счет областного бюджета.
Вся процедура регламентирована по срокам: от подачи заявки до получения разрешительных документов проходит не более 149 дней. И то это максимальный срок при условии проведения аукциона на приобретение земельного участка в собственность. Без аукциона срок значительно сокращается.
Наиболее значимым проектам дается статус «приоритетного» и даются налоговые льготы, - информирует министр поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области Василий Казаков. - По налогу на прибыль ставка снижается на 25% от части, зачисляемой в областной бюджет, а налог на имущество в отдельных случаях снижается до 0%. Льготы предоставляются на срок окупаемости проекта, заявленный и подтвержденный специалистами Правительства области.
Практически все проекты, предусматривающие прямые иностранные инвестиции, получают статус «приоритетных». Кстати, иностранным инвесторам назначается куратор из числа сотрудников министерства инвестиционной политики.
Учить надо... преподавателей
Однако любой проект обречен на провал, если он не обеспечен квалифицированными кадрами. Сейчас образование в области туризма дают семь нижегородских вузов. Педагогический университет (НГПУ) выпускает географов со специализацией «краеведение и туризм», технический университет (НГТУ) готовит работников социально-культурного сервиса и туризма, коммерческий институт (НКИ) обучает менеджеров туристического и гостиничного бизнеса. Больше всего сотрудников сферы туризма и индустрии гостеприимства выпускает филиал Сочинского университета туризма и курортного дела. Однако...
- В основном, в вузах обучают умению обслуживать людей, а не туризму как бизнесу, - считает Татьяна Смайл. - Часто выпускники не имеют представления даже о законодательстве в области туризма.
По мнению Татьяны Вадимовны, не всегда соответствует современным требованиям и уровень преподавателей:
Например, в университете (ННГУ) на факультете международных отношений только что получили лицензию на специальность «деловой туризм». Но чтобы обеспечить хороший уровень подготовки специалистов, надо прежде подготовить преподавателей.
В любом случае, полагает Татьяна Смайл, один только вуз не в силах вырастить действительно квалифицированного работника. Необходимо дополнительное обучение.
- Сейчас турфирмы сами оплачивают обучение и повышение квалификации сотрудников, - говорит Татьяна Вадимовна. - Но обычно руководители турфирм вынуждены экономить на этом, поскольку их бюджет ограничен. А учить наших людей нужно многому. Той же культуре бизнес-общения с иностранными партнерами. Недавно к нам приезжали бизнесмены из Голландии и вели переговоры с рядом загородных отелей по организации делового туризма. - Далеко не все наши бизнесмены смогли вести грамотный диалог.
Наш эксперт призывает не забывать и о должной популяризации нижегородского турпродукта:
- Нужно представлять возможности региона на международных выставках. Пока из 6-8 крупных нижегородских турфирм подобные командировки могут позволить себе одна-две. Чтобы развивать въезной туризм, нужно издать буклеты, набирать менеджеров со знанием иностранных языков. Не имея «подушки безопасности», турфирмам материально сложно переориентироваться на въездной туризм? Поэтому власть должна искать способы сотрудничества с имеющимися турфирмами.