2010 год <<

Берия всю жизнь точил зуб на директора автозавода

Внизу см. фотогалерею

7 июля - 110 лет со дня рождения Ивана Кузьмича Лоскутова.

Иван Лоскутов стоял у руля автозавода в тяжелейшие для нашей страны годы - с 1938 по 1948-й. Именно при Иване Кузьмиче ГАЗ за считанные дни наладил выпуск танков Т-60, а потом — и Т-70. И именно при нем разбомбленный фашистами завод всего за сто дней был поднят из руин.
На харизматичного и деятельного Лоскутова много лет точил зуб всемогущий Берия. Но Ивану Кузьмичу удивительным образом удавалось избежать несчастья. За свою долгую жизнь он сменил несколько городов: Питер, Москву, Ульяновск, но Нижний Новгород стал для него самым любимым. Не случайно до последних дней Иван Кузьмич повторял: «Автозавод — судьба моя»...

Потерял калоши в автозаводской грязи

Иван родился 7 июля 1900 года в Марий Эл в многодетной крестьянской семье (кстати, «мальчик из Уржума» Сергей Киров был его земляком и вспоследствии лично вручил Лоскутову партбилет). В 19 лет Иван вступил в коммунистическую партию, а через месяц ушел добровольцем в Красную армию. Но воевал недолго - после тяжелого брюшного тифа его отправили «на гражданку», где Лоскутов работал сначала в уездном, а затем областном комитете комсомола.
Иван Кузьмич рано женился. Познакомился в библиотеке с такой же, как и он, крестьянкой Марией Курбатовой. Со свадьбой не тянули, и уже в конце 1922 года стали родителями дочки Валентины, а в начале 1925-го — и Светланы.
В 1922 году его направили учиться на рабфак при Ленингградском горном институте. По специальности Лоскутову поработать не довелось — он продолжил партийную карьеру. Работал секретарем партколлетиква на чугунно-литейном заводе «Кооператор», избирался депутатом горсовета... В питерский период Иван Кузьмич квартировал на Невском проспекте — правда, бок о бок с 22 соседями в огромной коммуналке.
В 1929 году партия направляет Ивана Кузьмича получать второе высшее — на этот раз в Ленинградский политех.
В 1932 году практикант Лоскутов впервые переступает порог нашего автозавода. В «Отзыве о производственной практике на заводе ГАЗ им. Молотова» мы читаем, что «уезжая, товарищ Лоскутов оставил в рабочих живую струю. Побольше бы таких товарищей, как товарищ Лоскутов. С такими товарищами можно гордо держать знамя техники».
На время практики Иван Кузьмич поселился в так называемых «пятках» (сейчас — проспект Ильича). Тогда район еще только строился, на улицах царила непролазная грязь, и как-то питерского гостя даже угораздило потерять в луже калоши!
В 1934 году Лоскутова, уже дипломированного специалиста, направляют на работу в Горький. На завод он приходит инженером-конструктором, потом становится начальником прессового цеха, а затем — и производства завода. Вместе с семьей - а к этому времени они с женой воспитывают уже двух дочек — Лоскутов живет в двухкомнатной квартире в Бусыгинском квартале. Первые четыре года работы на автозаводе — одни из самых радостных и беззаботных в жизни Лоскутова. Он популярен в среде рабочих, душа компании на «корпоративах». В семейном архиве Лоскутовых хранятся две фотографии, запечатлевшие Ивана Кузьмича, танцующего нечто залихватское на одном из таких неформальных мероприятий.

Спал на раскладушке в кабинете

Но вот наступает 1938-й годы. Черные воронки одного за другим увозят лучших представителей автозавода. Арестованы главный инженер и его замы, начальники многих цехов, главный конструктор и главный механик — в общей сложности, около 500 человек. Не избегает злой участи и первый директор автозавода, 39-летний Сергей Дьяконов. Когда Сергея Сергеевича арестовывают, на его место назначают 38-летнего Лоскутова. Его дочь Светлана Ивановна так вспоминала этот апрельский день:
У нас дома упал буфет с посудой. Мама позвонила отцу на работу и сообщила печальную новость. На что папа ответил: «Не переживай, Маруся. Посуда бьется к счастью. Меня назначили директором».
Лоскутов пропадал на заводе сутки напролет, руководя строительством новых цехов: кузовного, моторного, литейного, цеха автоматов. В результате, к началу войны мощности ГАЗа выросли в 3,5 раза, а оборудования стало вчетверо больше.
В те годы семья Лоскутовых жила в пятикомнатной «сталинке» на проспекте Октября, который тогда именовался проспектом Сталина. В большой квартире было не протолкнуться. В 1938 году у Лоскутовых родился долгожданный сын Валерий. Потом у родителей Марии Николаевны сгорел дом в деревне, и они переехали к детям. А вскоре вышла замуж дочь Валентина и родила ребенка...
22 июня 1941 года обещало быть для заводчан радостным днем. Многотиражка «Автогигант» вышла с заголовком «Есть миллионный мотор!» А в час дня из репродукторов послышались удары метронома и объявили, что началась война. Ивана Кузьмича эта весть застала на Стригинской даче. Он только что искупался и готовился к обеду. Трапезу пришлось отложить. Лоскутов поехал на завод и организовал митинг на площади у главной проходной. А следом собрал совещание, на котором было решено: отныне завод переходит на круглосуточную работу в две смены по 12 часов.
Вскоре Лоскутова вызвали в Москву, в ЦК партии. Строго спросили: как выполняется решение Государственного комитета обороны о производстве танков? Иван Кузьмич доложил, что первая партия Т-60 будет собрана в срок, но не хватает металла и людей. На что получил ответ:
Сейчас всем трудно. А танки нужны немедленно!
4 июля актив завода собрался на совещание. Напряженно думали: как выдать требуемое количество танков? Решили разместить оборудование по новому плану, пересмотреть технологическую цепочку изготовления узлов и деталей. Сделали новые инструменты, штампы, приспособления. А в только что построенном кузовном корпусе №5 разместили цех по сборке танков.
20 октября 1941 года пришла телеграмма от Сталина: необходимо еще увеличить производство танков. Вскоре с конвейеров ГАЗа на фронт непрерывным потоком пошли Т-60, полуторки и трехоски с деревянными кабинами и подножками (стали катастрофически не хватало), а затем и новые танки Т-70. Адский труд на пределе человеческих возможностей был вознагражден: в марте 1942 года «всесоюзный староста» Михаил Калинин лично вручил заводу Орден Ленина.
В те годы Иван Кузьмич практически не показывался дома. В соседней с кабинетом комнате поставил раскладушку. Но поспать удавалось редко и то - урывками: и днем, и ночью трезвонил телефон.

Мечтал об элегантных лимузинах

Весть о том, что фашисты бомбят родной завод, и на цеха сброшено около сотни фугасных бомб, застала Лоскутова в Москве. В октябре 1942 года его с ГАЗа отозвали в Министерство электростанций СССР. Однако на следующий же день после первой бомбежки Иван Кузьмич сдал дела и поспешил в Горький. Его глазам предстали пустые оконные пролеты, горелый кирпич, покореженные металлоконструкции...
Почти три недели - с 4 по 22 июня - фашисты методично бомбили ГАЗ. Мало кто верил, что автозавод вообще подлежит восстановлению. То, что заводчане подняли его из руин всего за сто дней, стало настоящим чудом. Цеха стояли еще без крыш, а на заводе вновь начали собирать танки. У людей словно открылось второе дыхание: в 1944 году продукции было выпущено на 25% больше по сравнению с предыдущим годом.
До Победы было еще неблизко, а на автозаводе уже вовсю готовились к мирной жизни, конструировали грузовики ГАЗ-51, ГАЗ-63 и легковушку М-20. Это была идея Лоскутова. Он с нетерпением ждал того дня, когда с конвейера ГАЗа начнут выходить элегантные лимузины.
7 ноября 1944 года опытный образец М-20 представили на суд Сталина. Сравнив горьковский лимузин с фордовскими авто и московскими машинами, вождь народов посоветовал не копировать известные конструкции, а искать свою. Но похвалил экономичность двигателя и малый вес машины.
Отвечая на прощальное рукопожатие Сталина, Лоскутов попросил его закрепить за М-20 название «Победа». Генералиссимус еще раз окинул машину взглядом и изрек:
Хоть это и не та «Победа», которую заслужил советский народ, но пусть будет «Победа».
В 1947 году первые горьковские лимузины сошли с конвейера.

Снял грузовики с конвейера, чтобы развезти рабочих

О доброте Лоскутова ходили легенды. Люди ценили его за отзывчивость к их проблемам и не раз избирали депутатом Верховного Совета РСФСР. Листая газеты тех лет, мы видим множество теплых писем в адрес Ивана Кузьмича. Вот жители Американского поселка (был и такой в 40-е годы на Автозаводе) благодарят своего депутата за то, что он подключил их вечно холодные квартиры к заводской теплоцентрали, а обитатели поселка Строителей радуются новым тротуарам.
В начале 1946 года Лоскутов получил письмо от вдовы Комаровой. Женщина просила, чтобы ее 13-летнего сына Бориса зачислили в Горьковское Суворовское училище. Иван Кузьмич похлопотал за сироту. Искренне благодарила директора ГАЗа и называла его заочным опекуном двух ее сыновей и учительница школы №2 Горелова. Благодаря чуткости Лоскутова после смерти мужа она получила от завода денежное пособие, а потом, когда она вернулась из Сибири, по распоряжению директора ей в 24 часа выделили двухкомнатную квартиру.
Однажды стою я в коридоре заводоуправления и вдруг слышу быстрые шаги, - читаем мы в воспоминаниях инженера Камышева. - Смотрю - идет высокий черноволосый генерал Лоскутов (Иван Кузьмич имел звание генерал-майора инженерно-технической службы — Авт.). За ним два начальника. И вот он их распекает как мальчишек. Ну, думаю, здорово он с людей стружку снимает. Суровый человек. А дня через три меня вызвали к нему по важному делу. В приемной вижу кузнеца Елизара Куратова. Вышел Лоскутов, увидел его, улыбнулся и радостно обнял за плечи. Не так давно Лоскутов был начальником кузнечного корпуса. Этим и объяснялась его особая слабость к кузнецам. Но и с другими людьми этот суровый с виду человек был прост с обращении.
- Не припомню, чтобы он скандалил, обзывался, ругался матом, - вспоминает о деде Татьяна Лоскутова. - Собой он владел при любых обстоятельствах.
Как-то ночью, вернувшись с обхода цехов, Лоскутов увидел, что в коридоре его ждет большая толпа рабочих - человек сто. Оказалось, людям не на чем добраться до дома. Кто в Гнилицах живет, кто в Нагулино — пешком идти далековато. Иван Кузьмич позвонил на главный конвейер и попросил, чтобы 30 только что собранных грузовиков выделили для перевозки людей. С тех пор это стало традицией.

Сняли с должности «по жалобам трудящихся»

По словам Татьяны Лоскутовой, до 1938 года, пока наркомом внутренних дел был его питерский знакомый Николай Ежов, Иван Кузьмич жил относительно спокойно. Но когда в 1938 году к власти пришел Берия, он сразу же невзлюбил Лоскутова и поклялся рано или поздно сжить его со свету. Однако Иван Кузьмич был на хорошем счету у Сталина, и Берия решил отыграться на его старшем брате — Якове. Он был расстрелян в 1938 году.
- Дед был очень сдержанным на слова, - рассказывает Татьяна Лоскутова. - Наверно, это и позволило ему выжить в те годы. Никогда не говорил ни слова лишнего. Даже дома. Только один раз он сухо, без деталей рассказал мне, как в молодости ездил по церквям и реквизировал утварь, чтобы собрать средства для Красной армии.
Однако в 1948 году Лоскутов все же пал жертвой интриги. Какой-то участник войны написал в Москву жалобу на качество «Побед». Директора ГАЗа тут же сняли с должности и... перевели в Ульяновск. До 1953 года Иван Кузьмич возглавлял Ульяновский автозавод, где успел построить основные корпуса: кузницу, прессовый цех, корпуса главного конвейера, автоматный цех, цех шасси. В результате к 1950 году УАЗ значительно увеличил выпуск грузовиков «ГАЗ-ММ».
Именно при Лоскутове в 1950 году началась большая работа по подготовке производства к выпуску новых автомобилей ГАЗ-69 и ГАЗ-69А, которые до этого собирались на нашем автозаводе.

За булочкой для жены мог объездить пол-Москвы

В 1953 году Лоскутов переезжает в Москву и остается здесь уже до самой смерти. От дел Иван Кузьмич отошел лишь в 72 года, а до этого служил начальником Главка, работает в Министерстве автомобильной промышленности. Долгое время он с женой и сыном жил в большой трехкомнатной квартире на Цветном бульваре, но когда Валерий собрался жениться, разменял ее на две. Ту, что получше, на станции метро «Академическая» отдал сыну, в другой — в получасе езды от Речного вокзала — поселился сам с Марией Николаевной.
Если на работе дедушка был взыскательным начальником, то дома превращался в самого исполнительного подчиненного, - улыбается Татьяна Лоскутова. - Мария Николаевна была очень властной женщиной. Бывало, дед заслушается музыкой по радио, а бабушка кричит: «Выключи немедленно!» И он никогда не спорил, сразу же выключал. Он ради нее делал все, что угодно. Когда уже был старенький и больной, катался по Москве, чтобы привезти обеды из Кремлевской столовой или объезжал булочные, чтобы найти для бабушки любимую выпечку. Но это не значит, что он был мягкотелым. У него всегда была своя линия, которую он проводил. Но без всяких споров и скандалов.
Все эти годы Лоскутов часто бывал в нашем городе и при случае всегда заходил на родной завод. Друзья с ГАЗа тоже навещали его в Москве, а на каждый день рождения к нему в столицу приезжала целая делегация заводчан. Кстати, любимым местом отдыха для Ивана Кузьмича был заводской профилакторий — здесь он поправлял здоровье несчетное количество раз. Лоскутов был крепким, здоровым мужчиной, не курил и только по большим праздникам позволял себе 1-2 рюмки. Тем не менее, была и у него своя «ахиллесова пята» - больной, восемь раз оперированный, желудок.
Теплые месяцы он проводил на подмосковной даче, где выращивал яблони, вишни, облепиху.
Никаких богатств у дедушки не было, - продолжает Татьяна Николаевна. - Денег он много не нажил — после его смерти осталось около 8 тысяч рублей. Всю жизнь он был «безлошадным», пользовался служебным авто. Хрусталь и ковры они с бабушкой никогда не покупали. 21 ноября 1982 года Иван Кузьмич вышел погулять и почувствовал себя плохо. Тем не менее, он нашел в себе силы вызвать скорую из телефона-автомата. Его доставили в больницу, где он вскоре и скончался...
Похоронили Лоскутова в Москве. Но, зная любовь Ивана Кузьмича к Нижнему Новгороду, дочь Светлана Ивановна перевезла горсть земли с могилы отца на Староавтозаводское кладбище и поставила там памятник. Мария Николаевна пережила мужа лишь на три года.
В 1996 году улицу Автомобильную переименовали в честь Лоскутова. А в музее автозавода бережно хранится любимое кресло Ивана Кузьмича, которое дочь долгое время хранила как память об отце...

Кстати

Интересно сложилась судьба старшей дочери Лоскутова. По словам внучки Татьяны Лоскутовой, первый муж Валентины ушел на войну и долго от него не было ни слуху, ни духу. Она вышла замуж за другого, родила еще одного ребенка. И вот через 15 лет объявился первый муж и позвал ее к себе в Липецк. Валентина Ивановна тут же собралась и уехала. Всю жизнь она проработала патологоанатомом, сейчас ей 87 лет.
Средняя дочь Светлана Ивановна около 40 лет проработала инженером-конструктором в автозаводском УКЭР. Скончалась два года назад.

Фото из архива Татьяны Лоскутовой


Фотогалерея:
Иван Кузьмич Лоскутов
Иван Кузьмич Лоскутов

Для просмотра полноразмерного изображения - нужно выбрать соответствующую миниатюру (курсор на миниатюре покажет описание) и сделать клик по ней.

Иван Кузьмич Лоскутов Иван Кузьмич Лоскутов Иван Кузьмич Лоскутов Иван Кузьмич Лоскутов Иван Кузьмич Лоскутов
Иван Кузьмич Лоскутов Иван Кузьмич Лоскутов Иван Кузьмич Лоскутов Иван Кузьмич Лоскутов Иван Кузьмич Лоскутов




Copyright © 2008-2019. Татьяна Кокина-Славина (Таня Танк). Все права защищены | Memory consumption: 1.75 Mb