2009 год <<

Гений без диплома

160 лет назад родился инженер-самоучка Василий Калашников.

Александр Петров
Василий Иванович Калашников – инженер-самоучка
Александр Петров
Его могила на Бугровском кладбище

– Да ты, Василий, фантазер, – судовладелец насмешливо глянул на молодого человека, возвращая ему изрисованные чертежами и формулами листы.
– Значит, вы не верите, что с моей паросиловой установкой пароход пойдет быстрее, а топлива станет сжигать меньше? – взорвался парень.
– Не верю.
– Тогда я еду в Нижний Новгород! Вы еще услышите про мои машины!
Так оно и случилось: Василий Калашников вошел в российскую историю как талантливейший инженер-самоучка и прославил нижегородскую землю на весь мир.

Хозяин не дал стать бухгалтером

Будущий изобретатель появился на свет в ноябре 1849 года в волжском городке Углич, в семье мещанина. Денег в семье не было, поэтому образование Васи ограничилось тремя классами уездного училища. После чего 11-летний мальчик устроился конторским мальчиком на судостроительный завод. Его пристрастие к изучению всяких механизмов не осталось незамеченным, и хозяин верфи Журавлев перевел его в ученики к механикам. Впоследствии Василий Иванович говорил, что если бы не дальновидность хозяина, то он, скорее всего, пошел бы по бухгалтерской стезе.
Юный Калашников самостоятельно постигает высшую математику, пароходное машиностроение, немецкий язык. Кстати, в дальнейшем он так и не получил официального образования. О чем нисколько не тужил. Василий Иванович часто повторял, что диплом у человека должен быть в голове.
В 20 лет Василия ставят машинистом на буксирный пароход «Восток» – неповоротливое и «прожорливое» судно. Калашников разрабатывает проект полной переделки паросиловой установки, но владелец судна отмахивается от «фантазера». Обидевшись, Калашников едет искать применения своим талантам в Нижний Новгород.
В то время наш город был законодателем мод в деле судостроения. Сормовский завод — нынешнее «Красное Сормово» – первым выпустил на Волгу пароходы отечественного производства. До этого речные просторы «бороздил» допотопный «импорт» – тяжелые буксирные суда. Передвигались они еле-еле, груза на борт могли принять смехотворно мало... Несмотря на это, купцы не спешили поддерживать отечественных судостроителей. К услугам коммерсантов было 600 тысяч бурлаков.

В 22 года стал мировой звездой

Когда в 1870 году Калашников приехал в Нижний, пальма первенства в судостроении принадлежала заводу братьев Колчиных (впоследствии — Курбатовых, а потом — и «Термаль»). Хозяева предоставляют инженеру полную творческую свободу, и уже через два года Василий Иванович построил пароходную паровую машину с двойным расширением пара — так называемый компаунд, который установил на колчинском пароходе "Истобенец". Весть об удачном эксперименте облетает весь научный мир. Корифеи мирового судостроения смогли сконструировать нечто подобное только спустя 15 лет.
Еще большую славу Калашникову приносит изобретение паровой машины с двумя последовательно работающими цилиндрами. За этот механизм Курбатовский завод удостаивается Большой золотой медали на Всероссийской промышленной выставке 1882 года.
В 1885-м году Калашников представляет на Нижегородской кустарной выставке новое изобретение — форсунку для более экономного сжигания мазута в топках, за что получает золотую медаль Русского технического общества. А в 1886 году с завода выходит пароход "Всеволод" с машиной тройного расширения пара. Калашников первым в мире создает пароходные машины компаунд тройного расширения мощностью в 400, 800 и даже 1000 лошадиных сил!
Прослышав о талантливом самоучке, Максим Горький просит Владимира Короленко познакомить его с Калашниковым. Друзья едут на Курбатовский завод и обнаруживают Калашникова... в машинном отделении, где тот возится у котла прямо во фраке! Оказывается, заподозрив в машине неполадку, инженера срочно вызвали с какого-то званого обеда. Горький был так впечатлен увиденным, что тут же дал Калашникову прозвище – «человек с форсунками».
Вообще, об инженерном чутье Калашникова ходили легенды. Так, утверждали, что по одному тому, как дрожат на корабле люстры, Василий Иванович мог определить, в каком механизме судна имеется неисправность.

На банкетах требовал гороху

В 1890 году Василий Калашников переходит на Сормовский завод. Здесь он осуществляет свою давнюю мечту — создает машину с четверным расширением пара, которую вместе с котлом высокого давления устанавливает на пароходе «Богатырь». Изобретатель уже вынашивает идею создания машины с шестикратным расширением пара, как вдруг в 1894 году на сормовский завод приходит новый владелец, у которого, как оказывается, совершенное иное видение развития предприятия... Тогда 45–летний механик решает, что хватит работать «на чужого дядю» и организовывает на Мочальном острове собственную верфь. За полтора года на воду спускаются четыре буксирных парохода, оснащенных машинами четверного расширения пара, а также пожарный пароход «Князь Юрий», предмет особой гордости изобретателя. Еще бы! Корабль–«огнеборец» был быстроходнее всех волжских судов, мог буксировать против течения 13 барж одновременно и близко подходить к мелям.
Приближается 1896–й год. На носу — Всероссийская промышленно–художественная выставка. Курбатовы, преемники братьев Колчиных, предлагают Калашникову спроектировать к выставке машины и котлы для парохода «Орел». В результате Курбатовский завод удостаивается высшей награды — Государственного герба. Порцию рукоплесканий получает и изобретатель – ему присуждают диплом за «Князя Юрия» и проекты судовых паровых машин с четырехкратным расширением пара.
...Как и многие неординарные люди, Калашников слыл оригиналом. Авторитетов для него не существовало. Все восхищаются Шаляпиным? А он до хрипоты будет кричать «браво» малоизвестному артисту. На званом ужине все демонстрируют любовь к заморским яствам? Василий Иванович требует подать гороху!
Никогда он не заискивал и перед власть предержащими. Когда завершилась выставка 1896 года, нижегородский губернатор Баранов задумался: кому отдать оставшиеся от мероприятия деньги. Калашников заявил, что деньги должны поступить в фонд технического общества.
– Что это за общество такое? – будто бы пренебрежительно заметил Баранов.
– Оно носит название Императорского, ваше превосходительство! – парировал Василий Иванович.
Баранов не нашелся, что ответить, и деньги отдал.
Однако Калашников был отнюдь не меркантилен. Главным для него было увидеть свое изобретение востребованным. Поэтому, убеждая потенциального покупателя опробовать очередную новинку, он не брал с него денег вперед.
– Вот окупит себя машина, тогда со мной и рассчитаешься, – говорил он.

Дочь вели за гробом отца под конвоем

За пять лет — с 1898 по 1903 год — верфь Калашникова спускает на воду 15 судов. Казалось бы, впереди — годы процветания. Но неожиданно грядет экономический кризис, и бизнес Калашникова прогорает. В поисках средств к существованию Василий Иванович устраивается на скудно оплачиваемое место техника страхового общества.
Новая работа связана с постоянными разъездами, а у Калашникова больное сердце... Да тут еще любимую дочь Сашеньку за участие в конспиративной деятельности осуждают на пять лет тюрьмы. Василий Иванович, больной, идет в жандармское управление — просить за дочь... А через три месяца, в феврале 1908 года Калашников умирает от паралича сердца. За его гробом в сопровождении конвоиров идет дочь Александра — ее выпустили на несколько часов, чтобы она смогла проводить отца в последний путь.
Похоронили инженера-самоучку в Крестовоздвиженском монастыре. Однако в 1971 году его прах перенесли на старое городское — ныне Бугровское – кладбище. В 1957 году на месте, где предположительно находилась могила, был установлен памятник выдающемуся механику.
Судьба наследников Калашникова сложилась весьма драматично. В 1909 году Василий и Владимир Калашниковы с товарищами организовали побег из московской тюрьмы 13 политкаторжанкам. Владимира освободили за недостаточностью улик, а Василия сослали в Сибирь. Он бежал в Харбин, но оттуда его депортировали на место ссылки, где в 1913 году Василий и скончал свои дни.
Другой сын, Александр, за участие в студенческой сходке 1902 года был исключен из университета и приговорен к тюремному заключению. В дальнейшем он примкнул к эсерам и вместе с двумя товарищами-сормовичами подготовил покушение на командующего Черноморским флотом Чухнина. Однако покушение сорвалось, и Александра приговорили к семи годам тюрьмы и ссылки в Сибирь.
И лишь один сын Калашникова – Вячеслав – избрал мирную стезю и получил медицинское образование.

Кстати

Применение своим талантам Калашников нашел еще и в следующих проектах:

  • в 1873 году Василий Иванович создает оборудование для нефтеперегонного завода – первого в мире по производству нефтяных смазочных масел. Первыми в России завод выпустил и нефтеналивные баржи, которые также разработал Калашников. Так началась история танкерного флота России.
  • В 1887 году в Нижнем при активном участии Калашникова было открыто первое в России учебное заведение для речников — Нижегородская речная школа.
  • Когда в верхней части города была смонтирована водонапорная башня, куда предполагалось подавать воду по трубам с Оки насосами, Василий Иванович категорически заявил, что английские насосы на гору воду не поднимут.
    Так оно и произошло. А вот с водонапорными установками изобретения Калашникова дело пошло веселее. С их помощью вода подавалась «на гору» в течение 46 лет – до 1926 года, пока их не заменили более мощными дизелями.
  • В 80-90-е годы Калашников создает проект постоянного — вместо плавучего, «плашкоутного» – моста через Оку. Однако денег на его строительство в городской казне не нашлось.
  • Калашников первым создал автомат для электросварки листового железа.
  • В 1884 году он изобрел «снаряд для углубления мелей и чистки фарватеров».

Автор благодарит сотрудницу музея истории завода «Красное Сормово» Елену Миронову за помощь в подготовке материала




Copyright © 2008-2019. Татьяна Кокина-Славина (Таня Танк). Все права защищены | Memory consumption: 1.75 Mb