2018 год <<

Лепота!

Чему нам можно поучиться у обновленной Москвы

В последние годы поездки в Москву — особенно в теплое время года — стали для меня сплошными именинами сердца. Не успели улечься эмоции от прошлого дня города, как еще больший «вау-эффект» вызвала обновленная Москва.
...Возможно, мой рассказ кому-то покажется одой мэру Сергею Собянину. Другие скажут: «А чего бы им не расцветать с таким бюджетом». Однако профукать можно какие угодно бюджеты, и их же можно талантливо и творчески освоить. По-моему, это сейчас и происходит в столице. И, возможно, нам стоит не столько сетовать на неравенство регионов, сколько мотать на ус и думать, что из столичных новшеств можно приспособить к нижегородским реалиям.

Малахову больше не одиноко

...Вы помните ряды ларьков на Новом Арбате? Вокзалы, где слонялись бомжи и где было страшно прикоснуться к дверной ручке? Редкие и неопрятные лавки? Неуютно и одиноко в те годы чувствовал себя в Москве и телеведущий Андрей Малахов. А сейчас...

- Недавно моя жена вернулась из Лондона и сказала: «Я поняла, Москва — лучший город!». Сегодня столица совсем другая.

Это точно! Преображение идет не по дням, а по часам. Давно ли, кажется, катались по Москве-реке и ворчали по поводу малоухоженных берегов в центре города? Сейчас их расчистили и превратили в многокилометровые прогулочные зоны. Один парк перетекает в другой, в третий... Раздолье как для пешеходов, так и для бегунов, роллеров, велосипедистов.

В этом отношении у Нижнего тоже большой потенциал. Можно сделать большую прогулочную зону от Мызинского до Окского моста. Сейчас там диковатые и порой труднопроходимые места. Можно и нужно расчистить набережную Оки с другой стороны — от Молитовки до площади Ленина. Не промзона и не полузаброшенные сады — там должны быть окультуренные места для отдыха.

...Но вернусь к Москве. Не так давно столица не представлялась местом отдыха. Прожигания жизни — возможно. Но не здорового образа жизни, не культурного релакса. Сейчас все изменилось. В фонтанах купаются не только пьяные ВДВ-шники, но и все желающие. Потому что фонтаны появились особые, «контактные».

Везде понаставили удобных скамеек — со спинками, на которых можно полулежать и даже в виде шезлонгов: одинарных или на двоих. Очень приятно отдохнуть в таком шезлонге в парке Горького или на той же Краснопресненской набережной. Впрочем, говорят, подобные штуки уже появились и у нас на Стрелке.

- Москва из нарядного пряника превращается в живой, энергичный, полный сил и идей город, - читаю в Сети отклик гостей города.

Как говорится, яростно плюсуюсь.

Сан-Паулу нам не указ

Мэр называет приоритетом развитие транспортной системы Москвы. Задача: разгрузить дороги и сократить для людей время в пути. Причем за дешевизной здесь не гонятся.

- В том же Сан-Паулу вообще не строят метро. Посредине дороги проложили тоннельную трассу для автобусов, и они едут как метро. Это самый дешевый пример решения транспортной проблемы, но мы идем по самому дорогому: мы строим вылетные магистрали, развязки, связки между районами, метро, - говорит мэр Собянин.

К 2020-му обещают открыть 79 новых станций метро. Построят шесть так называемых Московских центральных диаметров. Они соединят в единую систему уже существующие в городе железнодорожные направления и свяжут столицу с Подмосковьем. Чтобы доехать из одного конца города в другой, уйдет вдвое-втрое меньше времени, чем сейчас, когда нужно пересаживаться на вокзалах на другую электричку, метро или автобус.

Активно развивается и так называемый каршеринг — краткосрочная аренда авто. Не надо ехать в город на своей «ласточке» и создавать заторы — просто арендуй машину. Доехал — оставь в определенном месте. Одна такая машина — это минус 6-7 личных авто на дорогах. Обсуждается и проект «Народный каршеринг»: раз уж ездишь на своей машине, то не держи ее на парковке, а сдавай в аренду, пока авто тебе не нужно.

А недавний соперник Собянина на выборах мэра Михаил Балакин и вовсе считает, что в перспективе москвичи должны отказаться от использования в городе личных машин:

- Вызвали такси, сели, поехали, причем это будут электромобили. Конечно, такие поездки обойдутся дороже, чем метро, но при этом дешевле, чем содержание своего авто.

...С провинциальной точки зрения, страшно далек Балакин от народа, а с другой стороны, когда-то мы считали фантастикой и биотуалеты в поездах.

Кстати, активная аренда чего бы то ни было — реальный тренд. Например, другой столичный политик Вадим Кумин считает, что надо больше вкладывать в строительство муниципального социального жилья:

- Молодые семьи должны иметь возможность взять у города в аренду квартиру за 15-20 тысяч рублей в месяц.

Без шума и пыли

Московскую программу благоустройства эксперты называют уникальной.

- Все столицы мира благоустраивают только центр города. Таких масштабных изменений периферии, как в Москве, не было никогда и нигде, - говорит архитектор Олег Шапиро.

И это не слова: «периферия» действительно поражает ухоженностью, дворы и улицы утопают в зелени, там и сям клумбы. А недавно решили, что повторное благоустройство дворов будут проводить каждые семь лет.

Идет и программа реновации. Жительница хрущевки рассказывает, что год назад она и ее соседи проголосовали за снос своего дома. Через полгода к ним пришли из районной управы, и уже неделю спустя люди осматривали новые квартиры. Что характерно, их не вырвали из привычной среды. Новый дом для них построили в 300 метрах от старого, и новоселы из окон наблюдали, как сносят их пятиэтажку.

«Ликвидируют» дома, кстати, тоже интересно, по технологии «умного сноса». Сначала демонтируют трубы, электропроводку, снимают покрытие стен, полов и потолков, убирают унитазы, ванны и раковины, двери и оконные рамы. Прямо здесь же стекло, металл и твердый бытовой мусор сортируют и раскладывают по контейнерам. Затем плиты режут гидравлическими ножницами. Пыль улавливают специальной пушкой, которая создает завесу в виде водяного облака, а грохот техники приглушают шумозащитными экранами.

Каждая снесенная хрущевка — это 10 тысяч тонн отходов. Они идут в переработку. Обломки бетона, например, превращают в щебень для строительства дорог.

Москва слезам верит

Однако самое удивительное для меня наблюдение — Москва стала более… доброй. В лифте здороваются, при выходе из подъезда придерживают дверь. Кассиры в метро и на автостанции любезно дают разъяснения, хотя не так давно отправляли к электронному информатору или вообще, самим изучать карту и много думать.

О последнем новшестве пишет одна из столичных газет: «Машинисты метрополитена начали каждые два часа через громкоговоритель здороваться с пассажирами и желать им приятной поездки». А скоро подобные манеры переймут и водители наземного транспорта.

Интересно, что с этого года в социальных автобусах отменен вход через турникеты у передней двери. Спокойно входишь в любую и оплачиваешь проезд картой, приложив ее к так называемому валидатору. Казалось бы, какое раздолье для «зайцев». Ан нет, по сравнению с прошлым годом число безбилетников снизилось на десять процентов.

У нас подобный эксперимент как-то предпринимал перевозчик Дмитрий Каргин, предложив людям оплачивать проезд без кондуктора — увы, через неделю от этого пришлось отказаться.

Мелочь, а приятно: в метро появились туалеты. Пока их всего 19, но главное — начать. Не бесплатно, да, но такой сервис нужен однозначно. Нет необходимости бегать по кустам и в зонах отдыха: бесплатных муниципальных туалетов довольно много, закрываются они только на ночь и содержатся в образцовом порядке.




Copyright © 2008-2016. Татьяна Кокина-Славина (Таня Танк). Все права защищены | Memory consumption: 2.5 Mb