2018 год <<

Учись учиться, учись трудиться

По мнению экспертов, правильно настроенная молодежь приведет регион к процветанию

В нижегородском эксперт-клубе продолжилось обсуждение Стратегии развития региона до 2035 года. На этот раз представители местных вузов обсудили новые требования к образованию в нынешний век «цифровизации», поговорили о том, как обеспечить качественную профессиональную подготовку и попытались спрогнозировать обстановку на рынке труда в ближайшие 17 лет.

На дне демографической ямы

Тревожным стало выступление Игоря Захарова из регионального министерства образования:
- Сейчас в области 11-й класс ежегодно оканчивает 13 тысяч школьников. Это в 4-5 раз меньше, чем 30 лет назад. Мы в демографической яме, и в ближайшие 15 лет ситуация будет только ухудшаться. Попросту в области некому будет работать, промышленность — под угрозой остановки. Поэтому сейчас нам нужно индивидуально подойти к каждому ребенку, правильно профориентировать его.

Игорь Захаров считает, что системе образования нужен внятный заказ от промышленности. Уже сейчас работодателям стоит представлять и формулировать, какие кадры им понадобятся через пять лет.

- Мы не понимаем соотношения спроса и предложения, и нет инструмента, с помощью которого могли бы это выяснить, - считает и профессор, политолог Андрей Дахин.

- Рабочие места могут быть заполнены и приезжими, - резонно рассудил координатор эксперт-клуба Владимир Лапырин. - Но это вопрос привлекательности нашего региона, потенциала его магнетизма.

Зубрежка как тупик О

казывается, перестраивать систему образованию нужно с… детсада, ведь она не учит детей главному — умению самостоятельно мыслить.

- Наш детский сад — это часто только присмотр, но не развитие мышления. А ведь к 5-10 годам сознание уже сформировано, - напомнил Лев Любимов, профессор нижегородского филиала Высшей школы экономики. - Да и школа работает не на развитие у ребенка мышления, а подталкивает его к зубрежке. И как ребенку осваивать знания, если у него не сформированы когнитивные компетенции?

Лев Львович рассказал, что во многих странах дошкольному образованию детей уделяется не в пример нам больше внимания.

Законодательно прописано, что именно родители обязаны делать, чтобы ребенок правильно развивался. Сыт-одет — этого явно не достаточно, чтобы в глазах закона выглядеть добросовестным родителем:
- В той же Финляндии ежегодно у родителей, игнорирующих эти законы, изымают до десяти тысяч детей у родителей.

Говорили и о неправильной профориентации школьников. Многие пяти-семилетние уже неправильно ориентированы в жизни, а дальше это только усугубляется. Сдав ЕГЭ, абитуриенты «раскидывают» документы в несколько вузов — и зачастую совсем не в те, куда их влечет душа. Среди этих вузов есть и «запасные», куда идут «от безысходности», если не взяли никуда «получше».

- Много таких студентов приходит на наш факультет, - с грустью констатировал Александр Иудин, профессор социологии ННГУ имени Лобачевского. - 80 процентов студентов приходят не за профессией, а за дипломом. Нет ничего удивительного в том, что специальность им изначально не нравится.

Соответственно, в жизнь выходят выпускники, либо не собирающиеся работать по специальности, либо идущие в профессию без должной мотивации, а часто — с полным ее отсутствием...

Историчка, она же «англичанка»

Заговорили и о компетентности нынешних преподавателей, ведь именно они, как напомнил политолог Виктор Лысов, «центральная фигура образовательного процесса». Но этой «центральной фигуре» зачастую не до студентов, поскольку все силы и время уходят на составление бесконечных отчетов.

- Преподаватели вынуждены заполнять огромный объем документов, - сообщил Александр Иудин. - Кроме того, эти документы постоянно меняются. Тут уж не до студентов. Поэтому педагоги сейчас переживают период явной деградации. Они мало читают, не посещают театры, музеи. В школах явно не хватает квалифицированных учителей.

Иудин привел пример. Кто преподает школьникам такие важные в современном мире иностранные языки? Зачастую учителя… истории.

Почему не выпускники иняза? Да потому что не затем они идут в иняз, чтобы потом пойти работать в школу.

Говорили и о непрерывном самообразовании и образовании учителей, «не отходя от кассы», то есть, непосредственно на рабочем месте.

- Но если мы говорим о повышении квалификации преподавателя в течение жизни, то мы должны иметь постоянно — каждые пять лет!

- обновляющееся программное обеспечение и и оборудование, - напомнил Александр Иванов, доцент кафедры ЮНЕСКО в архитектурно-строительном университете.

Много говорили и о современных «безлюдных» технологиях преподавания. Лев Любимов рассказал, что некоторые прогрессивные зарубежные вузы работают… вообще без преподавательского состава. Студенту предоставляется доступ к огромному объему актуальной информации, при необходимости он может запросить консультацию научного наставника — обычно виртуальную.

- Самое эффективное образование в истории человечества — самообразование, - напомнил Лев Львович. - Вот почему так важна цифровизация. Чтобы был свободный доступ к большому объему знаний.

- Горький всю жизнь учился. Нужно дать детям возможность заниматься самообразованием в информационном пространстве, иначе мы потеряем это поколение, - предостерег Александр Царьков, профессор Высшей школы экономики. - Раньше семейное и школьное образование дополнялось «дворовым», сейчас его функцию взял на себя Интернет. Современные дети и подростки живут совсем в другом мире, отличном от того, что им преподносят родители и педагоги, и это нельзя не учитывать.

- В концепции образования 21 века, разработанной по заказу ЮНЕСКО, указывалось, что в современном мире учитель перестает быть единственным источником знаний. Он, скорее, выполняет функции путеводной нити Ариадны в бурном море знаний, - рассказал Геннадий Рябов, президент Нижегородского лингвистического университета.

Геннадий Петрович рассказал, что в свое время эта концепция образования показалась экспертам утопией, однако не продуктом мечтателей, оторванных от реальности, а документом, определяющим пути развития системы образования:
- Концепция базируется на четырех принципах: научиться жить, научиться познавать, научиться делать, научиться учиться. Вот задача системы образования.
- Утопия переводится как «нигде», но мы же можем реализовать нечто подобное в нашем регионе, - подхватил Валерий Зусман, директор Высшей школы экономики в нашем городе.

Короткими перебежками к светлому будущему

И вот к каким итогам пришли эксперты после двухчасовой дискуссии.

- Сложившаяся система образования не отвечает вызовам сегодняшнего дня, и с ее помощью мы не можем подготовить человека для жизни в новом обществе, - считает Александр Суханов, координатор эксперт-клуба.

- Если даже мы мобилизуем лучшие силы вузов и школ, мы далеко не продвинемся, - предупреждает Александр Иванов. - Может, начать с самых простых шагов? Например, с ликвидации ужасающей культурной безграмотности школьников.

- Концепция говорит о формировании среды равных возможностей для получения образования на высоком качественном уровне. Но что такое этот качественный уровень? В чем заключается «более эффективное использование потенциала нижегородских вузов»? - задается вопросами Сергей Кочеров, профессор философии Высшей школы экономики.

По его мнению, в Стратегии-2035 сделан неоправданный акцент на технические и естественно-научные направления образования:
- А как же воспитание культурной, мыслящей личности? Едва ли это возможно без гуманитарных наук.
- Я не увидел в концепции того, что могло бы меня как выпускника вуза, привязать именно к Нижегородской области, - поделился Владимир Лапырин.

- Но в любом случае стратегия — это не утопия, и она может быть реализована, - подытожил Александр Суханов.




Copyright © 2008-2016. Татьяна Кокина-Славина (Таня Танк). Все права защищены | Memory consumption: 2.5 Mb