2015 год <<

Образы психопатов в мировом кинематографе

Недавно я ответила на вопросы Lia Bakst, ведущей программы «Кино наизнанку» на Freedom Радио. Тема – образы психопатов в кинематографе. Публикую текст своего интервью.

- Образ роковой личности часто встречается в искусстве и, в том числе, в кино. Зачастую зрителю понятно, что это деструктивная личность, но ее образ продолжает притягивать. Почему так происходит? Зрители находятся в газлайтинге?

- Причин несколько.

Во–1, присутствие нарцисса или социопата всегда дает остросюжетность, непредсказуемость. Взять те же сериалы – например, «Интерны», «Кухня»... Сюжет завязан на мега-стервеце или даже нескольких стервецах. И мы смотрим и думаем: какой еще финт выкинет доктор Быков? Или его заклятый друг Купитман? Каким еще катком проедется по своим подчиненным шеф-повар Виктор Баринов? Что еще предпримет Джина, чтобы вышибить побольше денег у СиСи Кэпфела и какими способами Леонсио попытается сломить сопротивление рабыни Изауры?

Кстати, на противопоставлении маски и истинного лица психопата можно построить желанный контраст, и зритель будет качаться на эмоциональных качелях и с неослабевающим вниманием следить за ходом интриги. И мало того, потом еще энное время осмыслять увиденное, то категорически не принимая героя, то восхищаясь им.

Второе. Есть такое понятие, как нарциссическая идеализация. Это аналог влюбленности нормального человека, и часто принимается нами за настоящую любовь, поскольку выглядит куда эффектнее и вау-романтичнее. Поэтому она более кинематографична. Мы видим мистера Рочестера, Гэтсби... якобы безумно влюбленных – но мы почему-то не видим – а скорее, не задумываемся – о «параллельной жизни» этих героев. Наше внимание не особо фокусируют на том, что Гэтсби, например, состоит в ОПГ и наверняка убивал людей. Мы видим, как Ромашов годами преследует Катю Татаринову – это «Два капитана» – и думаем: есть же что-то святое и в душе этого подлеца!

К сожалению, большинство зрителей верят, что отношение Вальмона к мадам де Турвель, мистера Рочестера к Джейн Эйр, Ромашова к Кате и есть настоящая любовь. Срабатывают неправильные установки, вбитые нам в головы с детства и закрепленные, кстати, кинематографом. Правильно говорил, кажется, Бернард Шоу: настоящая любовь как привидение, все о ней говорят, но мало кто ее видел. Это уму непостижимо, но некоторые считают любовью истории, показанные в «Ночном портье» и «Дьявольском острове»!

Третье. Социопаты и нарциссы часто убойно обаятельны. «Мгновенный взор. Напор. Изящный поворот – и прямо в руки запретный плод». Они брутальны или мегаженственны в зависимости от пола. Сексапильны. Остап Бендер. Вальмон, маркиза Мертей. Даже Ганнибал Лектер завораживает нас. И мы вслед за режиссером и сценаристом пытаемся понять психопата, поверить в то, что он, хоть и неоднозначный, но в целом положительный герой. Что не он плохой, а жизнь такая. Мы рассуждаем так: Остап Бендер делал плохо лишь плохим людям, а хороших любил. И хотя это совсем не так, мы все равно им восхищаемся. Ведь он великий комбинатор, умищще, обаяшка. А друзей-то как ценит! Ну как же, ведь в конце фильма он купил какие-то железяки Козлевичу и дал на бедность несколько тысяч Шуре Балаганову.

Ну и четвертый фактор. Часто нам показывают социопата, одержимого какими-то якобы благородными идеями. Например, идеей покарать грешников. Поэтому мотивы психопата-убийцы, судьи Уоргрейва из «Десяти негритят» могут показаться нам даже благородными. Ну да, убивал, но убивал-то плохих людей. Стало быть, сам хороший. Или фон Корен («Плохой хороший человек») мечтает очистить мир от «микробов» в виде некоторых людей. Навскидку – цель благородная, но по сути – фашистская.

– В экранизациях часто бывает, что отрицательный персонаж "обеляется", рисуется лучше, чем он представлен в книге. Почему, на ваш взгляд, так происходит?

– Видимо, режиссеры либо сами не понимают сути таких людей, проецируя на них мотивы нормального человека. Либо мучаются разгадыванием тайны такого человека. Дескать, не может же человек быть таким плохим? Мол, в каждом есть что-то хорошее, только надо его увидеть... Тема «плохохорошести» психопата обыгрывается в фильме «Плохой хороший человек» по повести Чехова «Дуэль».

Интересно, что Лукино Висконти снял несколько фильмов со своим любимым человеком – актером Хельмутом Бергером, известным как белокурая бестия европейского кинематографа. Сам Бергер, насколько я могу понять из скудных источников, вполне себе нарциссичен. По сути, в фильмах он играет себя самого. Но если образ Мартина фон Эссенбека («Гибель богов») Висконти подает однозначно негативным, то над образом Конрада Хюбеля в «Семейном портрете в интерьере» Висконти уже предлагает нам порассуждать: а так ли плох этот альфонс и наркодилер? Может, это все же общество и окружение виновато, что он стал таким? Может, недодало ему любви и понимания?..

Интересно, что «Семейный портрет в интерьере» снят через 5 лет после «Гибели богов». И я не исключаю, что в висконтиевской попытке обеления героя-психопата уже дает о себе знать яд, впрыснутый в его сознание любимым человеком. А такой ли он плохой? А не пора ли нам задать вопросы самим себе? Очень похоже на газлайтинг.

Либо, как вариант, авторы фильма знают суть и мотивы хищников (например, по себе) и обеляют их намеренно – в корпоративных психопатических интересах, так сказать. Чтобы нормальные люди так и блуждали в непонимании, продолжали жить в газлайтинге и сильнее старались понять психопатов, «улучшиться» под их требования, давали бы им больше любви, понимания, денег...

– Дайте определение роковой личности. Можно ли выделить некие подтипы роковой личности, которые встречаются в кино – социопаты, психопаты? В чем их особенности?

– Роковая личность – это, вкратце, деструктивный человек, осознанно или неосознанно присасывающийся к другому, который видится ему источником ресурса, и разрушающий его жизнь, вплоть до доведения до самоубийства, безвременной смерти или даже убивая его. К этим деструктивным людям относят нарциссов и социопатов (они же психопаты), то есть, несчастливых обладателей нарциссического и асоциального расстройств личности, а часто и обоих (и еще ряда других) вместе. Таких людей с легкой руки французского психиатра Мари-Франс Иригуайен стало модно называть перверзными нарциссистами.

В кино мы видим и «просто» нарциссов, которые, как говорят психоаналитики, манипулируют бессознательно. Например, это «бедненький» мистер Рочестер, это весь такой заблудший и непонятый обществом Лаевский («Плохой хороший человек»), это Зилов («Отпуск в сентябре). В принципе, сюда же можно отнести Гогу, он же Жора. Это классические нарциссы, которые якобы не ведают, что творят. Хотя в «Широком Саргассовом море» мы видим более зловещего мистера Рочестера, осознанно доводящего первую жену до сумасшествия.

Патрик Бэйтмен («Американский психопат»), Прохор Громов («Угрюм-река»), Руслан Чутко («Плюмбум, Или опасная игра»), виконт де Вальмон, маркиза Мертей, Жорж Дюруа («Милый друг»), фон Корен («Плохой хороший человек») – это уже социопаты. Я уверена, что социопатия невозможна без нарциссизма, и эти герои своими поступками подтверждают, что это так. Их главный мотив – власть, ими движет презрение и ненависть к миру и людям, ощущение собственной безнаказанности. Они манипулируют сознательно, не останавливаясь ни перед чем для достижения своих целей.

– Назовите ваши любимые фильмы, в которых фигурируют роковые личности. Почему они кажутся вам интересными?

– «Опасные связи». Этот фильм (а еще лучше – книга) позволяет проследить многоступенчатую интригу со всех позиций: жертв, хищников, окружения. Я считаю, что «Опасные связи» интересно рассмотреть, по крайней мере, в трех разрезах: 1) «любовь» виконта де Вальмона и президентши де Турвель как яркий пример психопатического обольщения с заведомой целью погубить, 2) «дружба» Вальмона и маркизы де Мертей как пример преступного тандема, созданного двумя социопатами, 3) триумф и тотальный провал маркизы де Мертей, как зарвавшейся в своей безнаказанности социопатки.

Советский четырехсерийный фильм Ярополка Лапшина «Угрюм-река». Там показана смертельная схватка двух роковых личностей – Прохора и Анфисы.

«Гибель богов» – идеальная по форме и содержанию картина Лукино Висконти.

Кажется, у Эриха Фромма в «Анатомии человеческой деструктивности» сказано, что подлецы и хищники всех калибров, окружающие нас в мирной жизни, раскрывают свои «таланты» при тиранических правителях. Люди, лишенные сердца и совести, почувствовав безнаказанность и одобрение со стороны власти, переходят к «настоящим делам». В «Гибели богов» приход к власти фашистов дает «путевку в жизнь» порочному потомку промышленных магнатов фон Эссенбеков – юному Мартину. С детства будучи эмоционально отвергнут матерью, он вырастает абсолютно бездушным, холодным и бессовестным человеком. Мертвенность его внутреннего мира находит выражение в бедной, механистичной мимике, резких, «роботизированных» движениях, обрывистых фразах.

Яркий штрих к портрету – порочная, абсолютно безбашенная сексуальность Мартина. Словно несмышленый ребенок, он делает все, что ему хочется в данный момент, не думая о последствиях. Педофилия, инцест... Уверена: почувствовав свою безнаказанность, Мартин утратит последние тормоза и погрузится в настоящие пучины разврата...

Конечно, Мартину далеко до психопатов «высшей пробы», которые сосредоточились у руля «новой Германии». Но далеко лишь потому, что он очень глуп. Вот и вся разница. Но именно на таких, как он – марионеточных, примитивных, порочных – и будет опираться фашизм, распространяя свой «орднунг».

...Действие «Гибели богов» происходит в Германии 1933 года. В это же время где-то бродит Макс, будущий мучитель Лючии из «Ночного портье», который пока успешно маскируется под приличного обывателя. Но уже близок тот час, когда фашистский режим, как лакмусовая бумажка, проявит его истинную суть и призовет на службу его скрытые пороки. После чего «самореализовавшийся» насильник и убийца вновь закосит под любезного сотрудника ресепшн...

«Ночной портье». В фильме показано убийство, слом здоровой личности узницы концлагеря. По сути, сумасшествие, только не заметное окружающим. Мне доводилось слышать глубокомысленные рассуждения, что, мол, садист-эсэсовец

Макс угадал, извлек и реализовал внутренние потребности Лючии (чуть ли не счастливой сделал!), что Лючия была такой изначально, и теперь она танцует перед эсэсовцами топлес с чувством глубокого удовлетворения. Потому что это и есть ее истинная суть. Мне смешно и горько слышать подобное.

Нет, не истинную суть Лючии выявил садист. Сломав – да, пожалуй, убив ее нормальную личность – он извлек на поверхность ее животную, основанную на инстинктах и рефлексах, суть, нацеленную на выживание любой ценой. И эта суть проявилась не потому, что Лючия была такой на самом деле, а потому, что это был физико-химический ответ организма на обстоятельства, его адаптация к непомерному и длительному стрессу. Иначе Лючии было бы не выжить.

– На ваш взгляд, есть ли некие типичные ситуации, в которых в кино появляются роковые личности? Часто это какая-то роковая страсть, но может есть и какие-другие ситуации?

– Да, этих сюжетов несколько.

1. Роковая страсть (Опасные связи, Джейн Эйр, Грозовой перевал, Великий Гэтсби, Ночной портье)
2. Мега-авантюра, Интрига-многоходовка (Двенадцать стульев, Опасные связи, Страх). На загадочным образе психопата часто держится интрига в триллерах. Например, «Щепка», «Основной инстинкт». И, конечно, «Газовый свет».
3. Душка-лапочка, в финале или параллельно раскрывающийся как чудовище (Американский психопат, Дьявольский остров, Керель, Американская трагедия).
4. К ней примыкает тема «двойной жизни»: показан социопат в маске социальной нормальности – и его настоящее лицо. (Американский психопат, Опасные связи)
5. Клубок страстей, в центре которых стоит психопат, который подается как многогранная сложная личность, которой окружение и мир тотально недодали любви и понимания (Семейный портрет в интерьере, Герой нашего времени, Отпуск в сентябре).
6. Нашла коса на камень, или Противостояние конструктивного героя деструктивному (Два капитана, Побег) или условно конструктивного (Буратино, Золотой теленок, Плохой хороший человек).
7. Становление чудовища и его путь к «успеху» («Милый друг» по роману Мопассана, «Гибель богов», «Широкое Саргассово море»).
8. Попытка понять чудовище, почему оно таким стало («Плюмбум или Опасная игра»).
9. «Дружба» или «любовь» чудовищ (Полное затмение, Карла, Опасные связи, Горькая луна, Золотой теленок, Угрюм-река). Нередко подается как роковой поединок неординарных личностей, любовь-ненависть.
10. Эскалация унижения и крах жертвы и палача (Горькая луна, Ночной портье, Леди Макбет Мценского уезда).




Copyright © 2008-2016. Татьяна Кокина-Славина (Таня Танк). Все права защищены | Memory consumption: 2.5 Mb