2014 год <<

На Всероссийском форуме «ЖКХ-2014»

Капремонт, повышение ответственности управляющих компаний перед собственниками, ужесточение платежной дисциплины – эти и другие актуальные проблемы эксперты и активисты обсудили на Всероссийском форуме «ЖКХ-2014»: технологии, инвестиции, новое качество», который с 19 по 21 марта прошел в Нижнем Новгороде.

Программы капремонта – на всеобщее обозрение

– Мы убеждаем собственников, что вложение в жилье – это лучшие инвестиции, – сообщил Андрей Пинчуков, руководитель Костромского центра общественного контроля в сфере ЖКХ. – После капремонта стоимость квартиры вырастает на 10-20%.

Пинчуков ратует за максимально подробные региональные программы капремонта, в которых должны быть детально прописаны виды и сроки работ. Упрощение программы, по его мнению, дезавуирует смысл капремонта.

Марат Исмагилов, председатель общественной организации потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов Удмуртской республики», рассказал, что в этом отношении было предпринято в Ижевске:
– В 3 500 домах мы провели анкетирование, когда и какие работы по капремонту у них проходили. Собрали 1 000 анкет и выяснили, что в предыдущие годы 35% работ уже были выполнены. Мы добились, чтобы данные о недоработках и технические характеристики домов были опубликованы на сайте администрации. Собственники могли внести свои коррективы. Мы рассчитываем, что течение трех месяцев будет создана максимально выверенная региональная программа капремонта.

Инга Николаева, заместитель руководителя Омского центра общественного контроля в сфере ЖКХ, обратила внимание на то, что важно еще до голосования добиться того, чтобы собственникам были предоставлены детальные программы капремонта и проекты договоров между ними и региональным оператором:
– Голосуя за спецсчет у регионального оператора или «общий котел», люди должны покупать не «обертку», а содержание, т. е. знать, что точно планируется сделать в их домах. Эти документы собственникам должны быть предоставлены заранее, чтобы голосование было осмысленным.

Проголосуем СМС-ками?

Не секрет, что нынешние нормы по проведению общедомовых собраний, прописанные ЖК, на практике трудновыполнимы. Что сковывает инициативу собственников, которым попросту страшно затевать очередное собрание. Депутат профильного комитета Госдумы Александр Сидякин заверил, что они работают в этом направлении:
– Очное собрание провести сложно, уведомление по почте – явный архаизм. Многие из нас привыкли к интернет-банкингу, электронным цифровым подписям, но почему-то в ЖКХ мы остаемся консервативными. А ведь волю можно выразить и дистанционно. Надо только разработать новые формы голосования через различные электронные ресурсы: интернет-голосование, СМС-голосование. Чтобы собственники сами могли выбрали удобную форму.

Пунктирно обсудили и грандиозную проблему всеобщей задолженности.

– В ЖКХ сейчас все должны всем, – сообщил Павел Качкаев, заместитель председателя комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ, информировал о важности проблемы. – Сейчас долги граждан составляют 670 млрд рублей, это 20% всего оборота системы ЖКХ. Не платят 6% граждан, хотя объективные причины для этого есть лишь у 1,5%. Мы предлагаем увеличить ставку за несвоевременные платежи до 1/170 (т.е., 17%). У РСО повысится ответственность за отклонение от нормативов по качеству поставляемых ресурсов. Для УК планируется увеличить штрафы за просроченные платежи РСО.

Не секрет, что многие активисты не хотят брать на себя огромный объем работы, не получая за это материального вознаграждения. На что им обычно указывают, что закон не предусматривает оплаты. В этом отношении можно принять на вооружение опыт Ижевска, где оплачивается труд 90% председателей советов МКД.

– Еще в 2009 году, чтобы не допустить «прикармливания» председателей советов МКД со стороны ДК, мы предложили ввести для них вознаграждение, – рассказал Марат Исмагилов. – Решение принимается на общем собрании. Эта сумма – от 30 копеек до 2 рублей с квадратного метра – входит в строку «содержание и ремонт». Затем председатели советов МКД заключают договор с УК, и им эта сумма выплачивается как зарплата.

«Осторожно, злая УК»

Много предложений прозвучало и в адрес домоуправляющих компаний.

– Уставной капитал многих УК – 10 тысяч рублей, – сообщил Андрей Пинчуков из Костромы. – А ущерб, который теоретически может быть нанесен собственникам при неправильном ремонте кровли – 300 тысяч. Чем будет отвечать за это УК? Если пользуется услугами подрядчиков? Наше предложение – установить требование к величине уставного капитала УК, адекватное ее ответственности перед собственниками.

– По результатам нашего опроса, больше всего жители недовольны даже не качеством и объемом услуг ДК, а отношением к ним, – сообщила Ольга Климина, директор Фонда жилищного просвещения «Ассоциация ТСЖ Нижнего Новгорода». – Люди жалуются, что их отфутболивают, не отвечают на запросы. Наше предложение: ДК нужно почаще делиться с людьми информацией. Например, одна небольшая УК, обслуживаюшая 20 домов, раз в месяц собирает председателей советов МКД на оперативку. Собственники это ценят и готовы вникать в проблемы УК, относиться к ним с пониманием. Но пока ни одна ДК не вышла к людям. Даже наши собрания они посещают инкогнито и отсиживаются на задних рядах. А должны быть на первых.

Закрытость УК, по мнению Климиной, большая проблема. Волонтеры недавно поставили эксперимент: попасть в ДК «с улицы». И столкнулись с массой сложностей:
– Есть ДК-»невидимки». На сайте администрации указаны их адреса, а в реальности по ним – кафе, магазины. Нам говорят: это, мол, юридический адрес. Это неправильно. В одной нас встретил щит «Осторожно, злая собака!». На входе другого – масса табличек. И «ведется видеонаблюдение», и «сообщите цель визита». Мы это называем – «Ваши деньги под надежной защитой!». Много нареканий и к работе call-центров. Вежливость и эффективность – это не одно и то же. Люди говорят: это еще один кордон между нами и УК.

Климина рассказала, что недавно в Нижнем заработала школа общественных контролеров «ШОК», в которой людей учат, по каким критериям нужно оценивать состояние общедомового имущества:
– Нужно формировать грамотного заказчика жилищно-коммунальных услуг.

Андрей Пинчуков рассказал, что в Костроме сейчас полным ходом идет инвентаризация нежилых помещений, находящихся в жилом фонде. Подвалы из муниципальной собствннности передаются в общедомовую.

– Дом без подвала – дом-инвалид. Если подвал отчуждается коммерсантам, зачастую невозможно провести ремонт коммуникаций. И если голосов коммерсантов больше, чем голосов собствеников, то последние зачастую ничего не решают в своем собственном доме.

В связи с этим Пинчуков предложил сделать приоритетными голоса владельцев жилых помещений, чтобы коммерсанты не диктовали собственикам свою волю.


Кстати

По словам Павла Качкаева, 67% россиян ставит на первое место проблемы в ЖКХ, а 52% обращений в органы власти и местного самоуправления касаются коммуналки.




Copyright © 2008-2016. Татьяна Кокина-Славина (Таня Танк). Все права защищены | Memory consumption: 2.5 Mb