2012 год <<

Как хозяин минимаркета переквалифицировался в инноваторы

Алексей Мальцев придумал, как облегчить жизнь автомобилистам всего мира

Автозаводец Сергей МАЛЬЦЕВ с детства был влюблен в машины. Поэтому с выбором профессии мук не было: конечно же, инженер на ГАЗе, где работали и дед, и отец. На автозавод Мальцев не попал, но и в стороне от автопрома не остался. Последние два года 31-летний директор компании «Рускус-НН» разрабатывает инновационное устройство для очистки поверхностей машин, которое обещает сильно облегчить жизнь автомобилистам. А началось всё со вскользь оброненной фразы...

Со спокойным сердцем и чистыми руками

Сергей демонстрирует нечто вроде пластиковой бутылки, в которой плещется жидкость:

– Удивительно, но по сей день никто не придумал удобного универсального приспособления для очистки всех поверхностей машины: фар, номеров, зеркал. Патентоведы не нашли ничего подобного ни в России, ни на Западе.

А как же салфетки? Мальцев качает головой: попробуйте-ка оттереть ими супергрязные номера или боковое зеркало. Да и недёшево. Автомойка? Неплохо, но кусается цена. Помыть «Жигули» 300 рублей, иномарку ещё дороже.

– Вот и получается, что все эти неприятные процедуры автомобилисты выполняют сами подручными средствами: старыми тряпками, снегом с обочины, что приводит к появлению царапин на фарах, зеркалах и номерных знаках.

Инновационное устройство, коммерциализацией которого занимается «Рускус-НН», позволяет без повреждений привести в порядок загрязнённые поверхности, сохранив при этом чистые руки. В ёмкость залита очищающая жидкость, которая подается на губку с помощью клапанного механизма. Он-то (вернее, входящий в него держатель для губки) и представляет собой главное ноу-хау. Радует и цена гаджета – 120-150 рублей.

Много ртов на маленький пирог

Прежде чем ввязаться в инноваторские дела, Мальцев прошёл неплохую школу бизнеса. Ещё будучи студентом факультета автомобиле- и тракторостроения, открыл минимаркет, а параллельно работал торговым представителем.

– Я был уверен, что рано или поздно приду в бюро конструкторских и экспериментальных работ на ГАЗе. Но на третьем курсе нам дали понять, что мы там никому не нужны. Пришлось перестраиваться.

Мальцев с улыбкой вспоминает: у него в 22 года был весьма наивный взгляд на бизнес. Думал, что, открыв сегодня магазин, завтра можно будет придти к продавцу за выручкой и затем со вкусом её тратить.

– Для первых шагов в бизнесе минимаркет или подобный микробизнес – самое оно. Ведь именно на мелких предпринимателей у нас накидываются все проверяющие. Почему у нас бизнес не делается? Слишком много бюрократии. Даже иностранцы не составляют в России бизнес-план более чем на пять лет. Понимают, что через год его можно будет выкинуть.

В какой-то момент в скромном деле Мальцева стало слишком много людей. Каждый тянул одеяло на себя. Один хотел вкладывать прибыль в развитие, другой считал, что деньги надо тратить, а бизнес по ходу сам разовьется.

– У нас между собой была небольшая война. Пришлось даже воспользоваться услугами знакомых с определенным авторитетом. Они ничего с нас за это не брали, но хотели стать бизнес-партнерами. А когда много народа и кусок не такой уж большой и лакомый, каждый чувствует себя вправе затормозить процесс.

С тех пор Мальцев вывел для себя закономерность: чем больше в фирме учредителей – тем хуже для бизнеса.

«Концерт» для министра

В 2010 году Мальцев круто переменил свою жизнь. Продал минимаркет и передислоцировался в Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор:

– Мне всегда хотелось заниматься автомобильной тематикой. Параллельно с минимаркетом я работал с рынком запчастей, стеклопластика. Но хорошего дохода это не приносило. Да и хотелось чего-то более масштабного. Взять идею и создать продукт.

Продуктивная идея подвернулась случайно: ещё в 2009 году поделился знакомый владелец минивэна. Мальцев предложил ему взяться за создание устройства. Но тот сказал, что такой бизнес его не интересует, и разрешил воспользоваться его придумкой.

– Но как только мы начнем зарабатывать прибыль, деньги начнёт получать и он, – говорит Мальцев.

Около года он вёл разработки на свои деньги. А потом его надоумили сходить в министерство поддержки и развития предпринимательства и попроситься в бизнес-инкубатор. Это было новое слово в лексиконе Мальцева:

– На приём к тогдашнему министру Казакову я принес заготовку, которую соорудил «на коленке». Вид у инновации был непрезентабельный, зато Василий Владимирович сразу мог понять, о чем речь. Он заинтересовался устройством и пообещал всяческую поддержку.

Так Мальцев попал в НИБИ, где ему помогли составить первый в его жизни бизнес-план. Дали офис с оргтехникой. Предоставили возможность бесплатно консультироваться с бухгалтером и юристом:

– Это такой муравейник, где каждый имеет связи и много знает. Причём помогают тебе совершенно бескорыстно. Нам тут же рассказали, что можно получить грант – 500 тысяч на развитие инновационного дела. Мы оформили документы, и уже в конце 2010 года нам перечислили деньги. Из них мы оплатили инкубаторские услуги и заказали хорошую пресс-форму. Кстати, 80% оснастки сделали в Финляндии – оказалось дешевле.

Пинки сменились поддержкой

Простившись с мелкой розницей ради инноваций, Мальцев поразился, как переменилось к нему отношение чиновников:

– Власть помогает нам на всех уровнях, поскольку инновационную сферу и президент контролирует, и губернатор. Чиновники начинают воспринимать тебя как часть системы. Уже не пинают как мячик, а конкретно отвечают на вопросы.

Мальцев – сторонник разделения труда. На себя он взял функции генерального директора и главного инженера. Занимается техническими сторонами разработки и самим производством. В Дзержинске арендовал цех с термопластавтоматами. Когда нужно определенное количество изделий, просто звонит партнёру.

– Мне это очень удобно, – говорит Сергей. – Работу делают его сотрудники, и деньги им платит он, а не я. Кроме того, он даёт мне гарантию на пресс-форму. Арендованная площадка – это возможность в любой момент уйти оттуда без потерь.

Для продвижения устройства он – опять же по рекомендации НИБИ – нанял очень хорошего «продажника» с наработанной клиентской базой по всей России. И вот первые результаты: магазины Москвы, Санкт-Петербурга, Рязани, Тулы и Чебоксар уже сделали заказы. В планах Мальцева – покорение и Европы.

Сергей признает, что разработка уязвима для копирования. Но и это он надеется обратить в свою пользу:

– Бороться с пиратством – бесполезное дело. А вот при помощи китайских «копировщиков» делать устройства дешевле – это вариант развития бизнеса. Кроме того, устройство можно всячески модифицировать. Во-первых, изменять объем – от 0,5 до литра. Во-вторых, наполнять разными жидкостями: с моющими добавками, «жидким стеклом», полиролью.

«Если все хвалят — значит, что-то не то»

– И когда же новинка появится на прилавках? – спрашиваю Сергея.

– Пока я не готов назвать точную дату, но очевидно, что к осенним продажам надо готовиться уже сейчас. Тут вот какое дело: когда тебе кажется, что можно запускать серийное производство, выплывают какие-то неприятные нюансы: тут брачок, там не хватает какой-то бумаги. Эти мелкие вопросы и тормозят.

Пока инноваторы выпустили небольшую партию устройств и раздали на пробу знакомым:

– Даже таким простым устройством надо уметь пользоваться. Почему мы переделали пресс-форму? Потому что бета-тестеры выявили кое-какие недочеты в конструкции. Сейчас я хорошо представляю, какой долгий путь проходит самая обычная крышка от бутылки с газировкой!

Мальцев приветствует конструктивную критику:

– У любого продукта должны быть и враги, и почитатели. Если все хвалят – значит, что-то не то.

…На недавней российской неделе бизнес-ангелов в Нижнем Сергей Мальцев, один из трёх резидентов НИБИ, выступил перед публикой со своей историей успеха. На данном этапе он состоит в том, что за два года был преодолён путь от идеи до производства.

Он живёт насыщенной жизнью. В его расписании – ежевечерние прогулки с женой, футбол по воскресеньям и русский бильярд по субботам. Настоящий, с мокрой спиной и пятикилометровыми «забегами» вокруг стола. И никакого алкоголя. Вот уже 12 лет Мальцев, по его признанию, «даже пробок не нюхает».

Пока инноватор работает без зарплаты. Сам себе её не платит. Считает, что фирме нужно набрать некоторый оборот.

– В моём возрасте главное – не только поскорее получить материальные блага, но и найти свою нишу. С годами пришло понимание, что деньги приходят только тогда, когда есть информация и рядом с тобой надежные люди.




Copyright © 2008-2016. Татьяна Кокина-Славина (Таня Танк). Все права защищены | Memory consumption: 2.5 Mb