2012 год <<

Власть VS мелкая розница. Пока 0:0

Нужны ли Нижнему Новгороду нестационарные торговые объекты?

Розничная торговля остается нелюбимой дочкой властей. Над 4 000 городских точек нависла угроза закрытия, как в свое время над цветочниками, перевозчиками и торговцами шаурмой. Сейчас в подвешенном состоянии пребывает в общей сложности 20 000 человек — как самих предпринимателей, так и их работников. Следом за ними своей участи ждут многочисленные мелкие производства и местные сельхозпроизводители. Кроме того, в ходе словесных баталий как-то забылось о том, что розничная торговля нужна, в первую очередь, горожанам.

Чем чреват крестовый поход против киосков и павильонов? Почему власть и предприниматели не могут договориться? Каковы перспективы малого бизнеса в городе? Этой злободневной теме было посвящено заседание Нижегородского эксперт-клуба

Не слышим внятных ответов

Роман Амбарцумян, предприниматель, член президиума НРО «Ассоциация молодых предпринимателей России»:

- Сейчас созданы предпосылки, чтобы через год в городе вообще не существовало мелкорозничного бизнеса. Если те стратегические контуры, которые определены законодательной властью, сохранятся, то через несколько лет вокруг нас будут одни торговые сети и не будет никакого местного производства.

При этом государство ставит задачу развивать местное производство. Но как это будет возможно без местной торговли? В торговые сети местный производитель почти не попадает. Посмотрите, сколько среди депутатов Госдумы представителей крупных торговых сетей. Для того они и шли в законодательную власть, чтобы лоббировать интересы своего бизнеса.

То, что властью подразумевается как эволюция, нами воспринимается как революция. Мы не слышим внятных ответов. Скажите прямо: «Все, ребята, через год закрывайтесь», и мы решим, что нам делать.

Нет внятного ответа и по поводу стратегии развитии. Что будет через три года, через пять лет? Определите концепцию торговли, сформулируйте четкие правила. Не надо нас поддерживать, дайте только план, укажите дорогу, коридор хоть на какое-то время. Очень тяжело жить, не понимая, что будет завтра. На этом фоне не удивительно, что молодые предприниматели не видят в торговле перспектив и не идут в нее работать.

И вот еще что удивляет. В Нижнем Новгороде около 20 фирм, занимающихся наружной рекламой, их деятельность проходит многократные согласования через Думу. А с нами почему-то работают только посредством распоряжений и постановлений. Почему нет публичного обсуждения?

Нужна не поддержка, а контроль

Юлия Крузе, руководитель юридической фирмы ТМ-сервис:

- Когда в 2008 году мы разрабатывали программу развития малого и среднего бизнеса в Нижегородской области, доля торгового бизнеса по отношению к другим секторам составляла 40%. Но перед нами была поставлена задача ее сократить.

Сейчас программа, которую мы подготовили, реализована. Мы видим, что малому инновационному предпринимательству - одному из приоритетных направлений — власть оказывает поддержку. Работают механизмы поддержки и для предприятий, ориентированных на импортозамещение и экспортное развитие. А вот такого приоритета, как розничная торговля, в стратегии развития области нет.

Но нуждается ли она в поддержке? Самые быстрооборачиваемые капиталы происходят из мелкой розницы. Эта среда настолько хороша и питательна, что нуждается не в поддержке, а, наоборот, в контроле и регламентировании.

Многое зависит и от того, какое воплощение федеральный закон находит на конкретной территории. Почему картина везде разная? В юриспруденции есть понятие «механизм правового регулитрования» - это то, как слова и буквы закона, написаные для всех, воплощаются на конкретной территории. Поэтому многое зависит от людей на местах.

Нас опять хотят «раскулачить"

Елена Власова, предприниматель:

- Когда-то администрация города просила нас обеспечить районы магазинами «у дома». Участки нам выдавались не под временные сооружения, а под магазины. И это давало предпринимателю право считать, что он строит нечто долгосрочное, собственность.

А сейчас нам говорят, что это нестационарный объект, и опять хотят «раскулачить». Но мы уже заплатили инвествзносы. По земельному кодексу, инвестирование происходит один раз. А мы, получается, каждый год теперь будем инвестировать?

Почему у нас отнимают возможность зарабатывать честным путем? Не так много нам приносит этот бизнес - 20-30 тысяч. Но человеку за 40 и этого бывает достаточно. И мы не просим у государства никакой поддержки. Умоляем лишь об одном: проверяйте, контролируйте, но не трогайте. Это же хорошо, когда человек организовал занятость не только себе, но и другим людям.

Власть не думает о том, что «репрессии» против розничной торговли повлекут за собой и другие жертвы. Например, малые производства: хлебопекарни, изготовление полуфабрикатов. Где они реализуют продукцию? В наших точках. Куда они ее повезут, если нас не будет?

То же самое и с местными сельхозпроизводителями. Они реализуют свою продукцию у нас. И если мы завтра сократим все эти «кривые-косые», по мнению властей, объекты, где гарантия, что торговые сети не начнут диктовать свои цены? Как бы не пришлось покупать курочку по 400 рублей...

Много говорится о выстраивании диалога бизнеса и власти. А диалог такой. Вы можете прийти на инвестсовет, убрать свой объект, чтобы освободить земельный участок, а потом три года согласовывать, чтобы построить вновь. Но я не могу на такой срок оставаться без дохода. Да и на что строить «капиталку»? Ну нет у меня 15 млн. Мы не успеваем накопить. Наша законодательная база меняется постоянно и часто - непредсказуемо. Нам говорят: объекты не развиваются, выглядят неказисто. А как они могут развиваться, если живут одним днем?

Малый бизнес — индикатор компетентности власти

Александр Иудин, руководитель исследовательского центра НИСОЦ:

- Существует «концепция о трех часах». Ее смысл в том, что процесс изменения происходит достаточно сложно. Чтобы создать экономическую инфраструктуру, нужно не менее шести лет. А чтобы сформировать новую ментальность, культуру, необходимо уже несколько поколений. Мы же сейчас за год проходим период, который другие страны проходят за 10 лет.

И если у предпринимателей ментальность меняется быстро, то у чиновников нет. Почему так? Все дело в уровне ответственности. Если предприниматель допускает ошибку — он разоряется. Если чиновник — его переводят на другую должность. Феномен безответственной власти в свое время привел к колоссальному дефолту в нашей стране.

Малый бизнес — индикатор компетентности власти. Развивается он в городе — значит, власть хорошая. Сейчас мы видим, что власти не хотят и не умеют работать с малым бизнесом. Вспомним вопиющие случаи: как милиция разгоняла цветочников на площади Свободы, или как бульдозерами сносили ларьки на Московском вокзале. Почему-то получается, что у нас наказуемым становится законопослушное и экономически активное население.

В цивилизованных странах решения не принимаются без привлечения общественного мнения. Время адекватного контроля за действиями власти пришло и для нас. Мы движемся в правильном направлении, поскольку происходит консолидация предпринимателей, занятых в малом бизнесе. Власти нужно перестать смотреть на бизнес единственно как на источник доходов и не увеличивать затраты предпринимателей. А налаживать обратную связь.

Татьяна Вербицкая, руководитель Ассоциации предпринимателей Канавинского района:

- В советское время торговля планировалось. Причем, не сверху, а снизу. Каждый район города давал вышестоящим властям предложения. А сейчас городским властям почему-то кажется, что им всех виднее. Человек торгует мясом, а они решают, что в этом месте лучше торговать цветами. Как же так, если люди привыкли покупать здесь мясо? Если торговая точка здесь востребована?

Удовлетворять потребности населения — вот функция властей. И пусть они это делают совместно с предпринимателями. Прежде, чем писать план развития города, нужно собрать предложения по районам.

Ирина Борисова, руководитель ассоциации предпринимателей Автозаводского района:

- Я 20 лет в розничной торговле, с начала перестройки. И всю жизнь мы работаем вопреки чему-то, выживаем. В советские времена я была директором магазина. Так нам всегда давали выездную торговлю, поскольку надо было донести товар до покупателя, пока не вышел срок его годности. А сейчас мы за право донести товар до покупателя должны заплатить 300 тысяч! 170 тысяч — аукцион на квасную бочку! Смешно и грустно одновременно.

Николай Лешков, член Общественной палаты Нижегородской области:

- Предприниматели часто говорят: нас обижают. А администрация на это отвечает: мы работаем в интересах людей. Может, и предпринимателям начать с того, что тоже думать об интересах людей? Общественная палата не издает законов, она следит за соблюдением интересов граждан. Поэтому предпринимателям стоит к нам обратиться.

Иван Юдинцев, политолог, член правления НФ Института национальной стратегии:

- Розничная торговля горожанам нужна. У нас уже сформировалась модель поведения, что мы закупаемся в торговом центре на неделю вперед, но достаточно много людей, особенно за 45, кто продолжает пользоваться маленькими рыночками, магазинами шаговой доступности. Я тоже пользуюсь, поскольку знаю этих людей в лицо, и уверен, что они меня не обманут.

Со стороны власти нужна предсказуемость. Если государство берет ответственность перед естественными монополистами и дает прогноз тарифов на пять лет, то малому бизнесу тоже можно дать такие гарантии. И не на уровне «честного слова» от главы города, а законодательно.

Максим Старостин, руководитель ассоциации предпринимателей Нижегородского района:

- Любой бизнес начинается с накопления первоначального капитала. А в этом лучше всего помогает розничная торговля. Не надо стесняться слова «торгаш». Это звучит гордо. Всеми уважаемые Бугров, Блинов, Башкиров были кем? Купцами. То есть, такими же торгашами.

Ирина Войнова, предприниматель, исполнительный директор НРО «ОПОРА России»:

- Должно быть регламентировано соотношение между торговыми сетями и розницей. Власти говорят: вас слишком много в розничной трговле, надо вас уводить... а куда? Вектор не указан. В результате мы получаем такие законодательные нормы, что розничная торговля для малого бизнеса становится нерентабельной, либо регулирование становится более жестким.

В законе о торговле власть четко поставила критерии: малый розничный бизнес должен составлять 60% по отношению к торговым сетям. Это говорит о том, что государство признало роль малого бизнеса. Вопрос теперь в том, чтобы законодательно соблюдать эти нормы и добиваться их соблюдения.




Copyright © 2008-2016. Татьяна Кокина-Славина (Таня Танк). Все права защищены | Memory consumption: 2.5 Mb