2012 год <<

Кто на новенького?

Бизнес-ангелы рассказывают, как им понравиться

По словам известного стартапера Антона Носика, за рубежом «бабло стоит в очереди за идеями». У нас пока наоборот. Как инноватору найти подход к потенциальному спонсору? Как подготовиться к презентации и достойно представить на ней свое детище? Как не нарваться на мошенников, которые уже проклюнулись на инновационном рынке? Вот конкретные рекомендации, которые на недавней Неделе бизнес-ангелов в НИБИ сформулировали известные инвесторы. Думаю, что они будут полезны не только тем, кто затевает инновационный бизнес.

«Огуречник» в шкуре ангела

Эдуард Фияксель, президент Ассоциации бизнес-ангелов «Стартовые инвестиции»:

- За шесть лет нашей работы нам представили на рассмотрение около тысячи проектов. Из них 60 проектов мы проработали и рассмотрели, около двадцати профинансировали. В год мы инвестируем от 800 тыс. до миллиона долларов.

После презентации у проекта может быть несколько путей. Первый — им углубленно интересуется кто-то из членов ассоциации. Другой вариант — проект интересный и перспективный, но требует денег больше, чем могут позволить себе члены ассоцации. В этом случае мы помогаем найти бизнес-ангелов из других венчурных и посевных фондов. Есть и третий, промежуточный, вариант — в проекте много белых пятен, и мы просим его доработать с тем учетом, чтобы в нем появились такие слова, как маркетинг, финансы и продажи.

Любой изобретатель — серийный, как убийца. Редко он изобретает что-то одно. Поэтому свою миссию мы видим еще и в том, чтобы вовремя подсказать ему, чтобы он перестал заниматься бесперспективной разработкой и тратить свой самый ценный ресурс — время. Пусть осознает это как можно раньше и переключится на изобретение чего-то более актуального.

Иногда после отказа инноваторы уходят от нас обиженные. И находят других ангелов. Но потом оказывается, что их инвестор оказался не ангелом, а «огуречником». Там мы называем инвесторов, которые не понимают законов венчурного бизнеса. Они знают, как получить доход от того, что они высадили огурцы. Окучили их, полили, затем продал на рынке. Когда «огуречники» начинают финансировать венчурные проекты, получается беда. Огурцы не выросли, а деньги потрачены. И он берет инноватора за грудки и рычит: «Отдай мои деньги».

Один мой знакомый влип подобным образом. У него на счету 40 млн. руб. Но тратить их он не может. Мне рассказали, как работают некторые управляющие компании. Берут больше 50% долей, ставят своего главбуха и своего зама. Выделяют деньги, кладут на счет, но... главбух не разрешает эти деньги расходовать. Они идут лишь на зарплату главбуху и заму. А директору-инноватору они говорят: «Получи аванс за продажи продукта и тогда мы разрешим расходовать эти деньги». Сейчас в инновационной сфере немало жулья, которое дискредитирует рынок. Поэтому призываю стартаперов крайне взвешенно подходить к поиску и выбору инвестора.

Дайте десять кадров и графики

Константин Карабанов, управляющий партнер Filter Investment Consultants (Москва):

- Перед тем, как представлять проект инвестору, хорошо его «упакуйте». Обычно у инноватора или нет бизнес-плана, или он такой, что ему требуется серьезная доработка.

Некоторые пытаются поразить воображение инвесторов красочные длительные презентации. Нам это не нужно. Дайте 10 кадров с графиками. Этого хотят многие венчурные компании.

Заранее продумайте, какого типа инвестора вы хотите найти: синдикат-ангела, который дал бы вам кредит, или бизнес-ангела.

Спрашивайте, с кем вы имеете дело. От резюме инвестора до запроса, кого они инвестировали. Не бойтесь и не ленитесь задавать вопросы, если вам что-то неясно или вызывает сомнения.

Ничего не платите вперед. Если вам предлагают сделать платную оценку бизнес-плана — это деньги, выброшенные на ветер.

С иностранными инвесторами ведите перегоры, имея представление о стиле и культуре делового общения, принятых в их странах. Например, за рубежом принято сразу же отвечать на электронные письма. Если не знаете ответ, сообщите, что уточните в течение такого-то срока и напишете. Обычно семи дней бывает достаточно.

С людьми без прошлого бизнес не делают

Константин Надененко, директор по венчурным инвестициям управляющей компании «Лидер» (Москва)

* Прежде чем начать коммерциализацию своей идеи, пусть сотрудник, знающий английский, постоянно отслеживает все, что в этой области происходит в мире. Может оказаться, что вы идете по чьим-то следам или же вас кто-то опередил.

* Уильям Баффет вкладывал в компании только «с устойчивым конкурентным преимуществом». Проанализируйте, насколько ваш продукт устойчив к копированию? Предусмотрены ли в нем возможности для того, чтобы быстро переориентировать его в условиях жесткой конкуренции?

* При поиске инвестора важны и два фактора: L-фактор (Like-Ability, умение нравиться) и T-фактор (Trust-ability, хорошая репутация). Репутация — это то, что составляет вашу кредитную историю. Заботьтесь о ней. С людьми без прошлого или с плохим прошлым бизнес никто не делает.

* Есть люди с потрясающими идеями, но иногда мелочь или небрежность в оформлении документа может зарубить все дело. У современного инвестора мало терпения.

* Учитесь бизнесу не на учебниках, а на конкретных историях успешных людей.




Copyright © 2008-2016. Татьяна Кокина-Славина (Таня Танк). Все права защищены | Memory consumption: 2.5 Mb