2012 год <<

Слишком много букв

Инноваторам посоветовали быть лаконичнее

На первую российскую неделю бизнес-ангелов, которая в апреле 2012 года прошла в Нижнем Новгороде, съехались инвесторы из Москвы, США, Швейцарии и Израиля. Как пошутил кто-то из гостей, инновационный бизнес весьма напоминает... сельскохозяйственнный. Те же инкубаторы, посевные... И такие же шансы урожай: может вырасти, а может и нет.

Скорее одобрять, чем отвергать

Инноваторам сейчас дан зеленый свет. Разработаны и действуют меры поддержки со стороны правительства, постоянно рассматривают новые заявки и венчурные инвесторы.

- Средний объем инвестиции у нас — 40 млн. руб., - сообщил Илья Тихонов из Фонда содействия венчурным инвестициям. - Если в первые годы мы вкладывались только в стартапы, когда был создан опытный образец и готовился запуск мелкосерийного производства, то с 2009 года работает и фонд посевных инвестиций.

А пока перспективные идеи не воплотились во внятный бизнес-продукт, можно три года творить под крылышком Нижегородского инновационного бизнес-инкубатора (НИБИ).

- Попасть в инкубатор несложно, если проект соответствует двум критериям: инновационность и потенциальная коммерциализация, - рассказывает Дмитрий Копылов, заместитель директора по развитию НИБИ. - Мы готовы помочь на подготовительном этапе, создать юрлицо, дать рекомендации, как оптимально выступить на комиссии, подготовить презентацию. Физическое лицо, у которого есть идея, но нет ни команды, ни бизнес-плана, может прийти в наш творческий центр, где ему помогут оформить заявку на конкурс.

Комиссия НИБИ одобряет около 80% проектов.

- Хотя инновационный проект, особенно на стадии идеи, оценить очень трудно. Поэтому мы стараемся скорее одобрять, нежели отвергать, - говорит Копылов.

Пожары уже не интересны

На данный момент НИБИ взрастил 36 проектов. По словам Копылова, как минимум 80% выходцев из инкубатора успешно работают, выйдя на открытый рынок. Например, компания «Дистанционные системы контроля» («ДСК»), которая была резидентом НИБИ в 2008 году. Молодые ученые пришли с идеей создать систему распределенного видеонаблюдения «Лесной дозор», разместив датчики и камеры на вышках сотовых операторов.

- Мы разработали программное обеспечение, которое на ранних стадиях обнаруживает очаги пожаров, - рассказывает Ярослав Соловьев, технический «ДСК». - Первые продажи состоялись еще в 2008 году. Сейчас мы каждые полгода пересматриваем концепцию.

Например, сейчас «ДСК» сконцентрировались на разработке системы мониторинга сельхозугодий. Оказалось, что эта тема очень интересна Бразилии, а цель компании — выход на международный рынок. Кстати, «ДСК» уже осматриваются в Индии, куда вышли с помощью своего российского партнера МТС.

- О том, что мы успешны, говорить пока рано, - считает Соловьев. - Наша компания дважды подходила к самоокупаемости, но в этот момент мы увеличивали инвестиции.

Не хватило и 15 минут

На мероприятии впервые в открытом формате прошла презентационная сессия Ассоциации бизнес-ангелов «Стартовые инвестиции». Все желающие могли посмотреть, каким образом инвесторы оценивают инновационные проекты. В комиссии восседали Фрэнк Питерс из США и Брижитт Бауман из Швейцарии — доброжелательные, улыбчивые и... не по-русски деловитые.

- У вас слишком много цифр, - заметил Питерс Алексею Умнову из «Лаборатории мобильных сервисов». - Люди не поймут, будут задавать вопросы, что вызовет негатив.

- Начинайте не с перечисления участников проекта, а с того, что вы делаете, - наставлял он Владимира Варюхина из ООО «Нанопорошки», который представлял наноструктурные мезопористые материалы. - Команда мне безразлична. Я хочу понять свои бизнес-возможности.

- Мы знаем, что у вас высокий научно-технический уровень, но инвесторы больше хотят знать, как они будут делать бизнес, - поддержал коллегу Евгений Боков, директор Ассоциации бизнес-ангелов «Стартовые инвестиции».

- Прежде чем подавать заявку инвестору, нужно самому себе ответить на три вопроса: кто моя команда? Действительно ли то, что мы делаем - инновация? И нужна ли она кому-нибудь? - посоветовала консультант компании трансфера технологий Ариельского универитетского центра (Израиль) Элеонора Школьник.

Оказалось, что нашим стартаперам нужно учиться искусству презентации своих проектов. Во-первых, быть лаконичными.

- Европейская ассоциация бизнес-ангелов дает на презентацию всего три минуты. Мы дали пятнадцать и не услышали главного, - сообщил Боков.

Во-вторых, упор делать не на технические, а на маркетинговые детали.

В-третьих, буквально сразу же разъяснять инвестору, сколько он сможет заработать на вашей инновации. При этом нужно обойтись без сложных таблиц и мудреных графиков.

Персональная сеть лучше Интернета

А вот какие проекты были предложены на рассмотрение бизнес-ангелов.

Алексей Умнов представил концепцию «Altero Zoom — персональная система сбора, организации, анализа информации»:

- Запросы людей поисковым системам крайне усреднены, а выданная информация часто не имеет отношения к запросу. Человеку же необходимо получать информацию именно на свой запрос, и чтобы затем она была доступна ему в любое время и в любом месте. Наша программа позволяет вокруг своей идеи организовать некое информационное ядро. Далее, используя встроенный в нашу систему редактор, пользователь агрегирует эту информацию из интернета, привязывая ее к информационному ядру и образуя персональную семантическую сеть. Она более адаптирована к нуждам конкретного человека, нежели интернет.

Например, человек едет за границу и хочет посмотреть конкретные объекты. Он может подготовить для себя мобильный путеводитель. Вся собранная им информация будет доступна ему в поездке не только онлайн, но и оффлайн.

По мнению Умнова, Altero Zoom отлично подходит для обучающих материалов: лекций, конспектов. Учителя уже оценили, что материал из Интернета можно быстро агрегировать, привязывать к теме и раздавать школьникам.

- На базе нашей системы можно строить информационные системы для предприятий, - продолжает Умнов. - Мы уже создали такую систему для ННГУ, несколько мобильных путеводителей по венчурной ярмарке, а сейчас разрабатываем информационную туристическую систему Нижегородского региона по заказу правительства. Проект уже живет и зарабатывает.

По бизнес-плану инноватора, для массового пользователя продукт будет бесплатен. А вот локальные информационные системы, подобно той, что есть у ННГУ, и брендированное приложение для них — уже за деньги. Предусмотрено две бизнес-модели: B2B и B2C. Не пойдет одна - «вырулят» за счет другой. Это позволит выжить даже на очень плотном рынке. А конкуренты действительно наступают на пятки. Например, EverNote и OneNote.

- В EverNote недавно инвестировали огромные деньги, поэтому вам надо четко продумать свои преимущества, - предупредил Фрэнк Питерс.

- Они у нас есть. Система обладает большими возможностями по структурированию именно персональной информации. Она может разбиваться на блоки, с которыми очень удобно работать. Кроме текста, картинок, аудио в нашей системе может использоваться информация, поступающая с гаджетов в режиме реального времени.

Умнов собирается покорять международный рынок, поэтому предупреждает потенциального бизнес-ангела, что тот к третьему году партнерства был готов к большим вложениям — на рекламу. Зато стоимость доли инвестора к пятому году работы в проекте должна составить около миллиарда.

Как позвонить в... утробу

Более понятным «простым» людям оказался проект прибора для звукового контакта с плодом в утробе матери, представленный Денисом Савиновым.

- В мире наблюдается тенденция развития детей до рождения. Но зародыш реагирует только на голос матери, другие он попросту не слышит. Это можно исправить с помощью нашего устройства, преобразующего звуковой сигнал, источником которого может быть микрофон, звукозапись, сотовый телефон. Это позволит зародышу слышать голоса других членов семьи и привыкать к ним еще до появления на свет.

Савинов признает, что своим устройством они не открывают Америку. Приспособления для «общения» с зародышем уже существуют и продаются. Но...

- Все они большого размера. Кроме того, уровень звука, доставленного в утробу, не должен превышать уровень внутренних шумов, создаваемых голосом матери. А такую нормировку можно сделать, только замерив уровень шумов в ее организме. Мы придумали такой способ, который и является ноу хау.

Инноваторы планируют продавать свой гаджет в странах золотого миллиарда. На данном этапе они уже вложили в проект 2,5 млн. руб. и сейчас находятся в поиске 6 млн. За это инвестору предлагается доля в 40%.




Copyright © 2008-2016. Татьяна Кокина-Славина (Таня Танк). Все права защищены | Memory consumption: 2.5 Mb