2012 год <<

Почему экс-милиционер вдохновлен пошивом галстуков-бабочек, или Открытия при «копании» одной темы

Интервью Татьяны Кокиной-Славиной журналу «Журналистика и медиарынок»

Есть журналисты, которым удалось успешно оседлать одного конька. Коньком может быть экономика, социальные проблемы или трудности пубертатного возраста… Статьи такого автора всегда вызывают не только читательский интерес, но и привлекают внимание специалистов.

В маленькой редакции журналист, как правило, и швец, и жнец. И все-таки своя излюбленная тема может быть в любых условиях. Это хорошо даже для собственного развития: изживается поверхностный взгляд и на другие предметы, развивается способность к аналитическому мышлению.

Татьяну Кокину-Славину никак не назовешь журналистом одной темы, но в последнее время очень заметны ее публикации о бизнесменах в нижегородской газете «Биржа». Необычны судьбы, характеры, поступки героев ее очерков - и все это автору удается сопрягать с непростыми условиями существования предпринимательства в нашем государстве. Почитав в редакции эти очерки, мы попросили Татьяну ответить на несколько вопросов.

- Что вы считаете самым важным в теме, которой занимаетесь?

- Мотив преодоления, возможности человека переменить свою жизнь, в некоторых случаях — буквально восстать из пепла. Многие герои моих статей начали свое дело, как ни странно, от безысходности.

Например, мастерская по изготовлению металлоконструкций. Молодая пара. Жена после второго декрета не смогла найти место — понятно, что сотрудница без особых профессиональных навыков и с двумя малышами-погодками мало какому работодателю интересна. А тут и муж-кузнец потерял работу. Таким образом, людям просто не оставалось ничего другого, как начать свое дело. А сейчас они не только себя трудоустроили, но еще двух рабочих. И ждут-не дождутся, когда подрастут помощники-сыновья.

И подобных героев у меня было много. На то, чтобы встать и идти, многие решаются лишь тогда, когда становится совсем невмоготу.

- Как, с вашей точки зрения, освещаются проблемы бизнеса в прессе? О чем не пишут вовсе? Какие стереотипы чаще всего в ходу?

- Все зависит от мировоззрения журналиста, и одну и ту же персону можно раскрыть с разных сторон. Одни сделают акцент на то, как живет герой сейчас, достигнув определенного статуса и благосостояния. Проще говоря, в красках и с придыханием расписывают, как и на что он тратит заработанное, поддерживая в сознании людей расхожий образ бизнесмена, как человека, у которого «жизнь удалась».

Другие журналисты любят идеализировать своих героев, не подвергая их слова критическому осмыслению и иногда становясь для них бесплатными пиарщиками. Такое слепое преклонение перед атрибутами хоть какого-то успеха — чаще материального — больше свойственно молодым журналистам.

Для меня же интереснее всего проследить, как менялась личность человека по мере развития бизнеса. Как он поступил, когда впервые не смог выплатить людям зарплату? Что предпринял, узнав, что его друг и компаньон проворачивает у него за спиной некие неприглядные делишки? И часто бывает радостно понимать, что не прибылью единой живы предприниматели. Один взял в бизнес друга, попавшего в аварию и ставшего инвалидом. Помог встать ему на ноги — и в прямом, и в переносном смысле. После чего они разошлись как предприниматели, но стали еще ближе как люди.

Другой, вместо того чтобы уволить проблемных в плане алкоголя работников, возился с ними как нянька. Многим помог начать новую жизнь. И для дела приобрел настоящих помощников.

Словом, мне интересен бизнес с человеческим лицом. Я пытаюсь показать своих героев со всех сторон. Мне интересно, чем они увлекались в школе, за какой партой сидели (это тоже о многом может сказать!), много ли у них друзей, случались ли в их жизни предательства... Когда беседа переходит на такой, более интимный уровень, иногда получаешь неожиданную информацию, которая в дальнейшем и становится изюминкой статьи.

Например, я никак не могла понять, почему экс-милиционер так вдохновлен своим производством по пошиву галстуков и «бабочек». Ответ нашелся, когда беседа перевалила за второй час, и герой рассказал, что в юности увлекался бальными танцами. Но потом ушел в армию, получил «земную» профессию... А тяга к красоте осталась. И вот десятилетия спустя она реализовалась в виде «красивого» дела.

- Кто способен заниматься бизнесом, какие люди?

- Нередко у нас при слове «бизнесмен» представляется некий безусловный лидер, ставший таковым еще в детсадовском возрасте. На самом деле бизнес — он очень разный. Необязательно быть человеком несгибаемой воли и виртуозом подковерных игр, если твой бизнес — обувная или гончарная мастерская.

Поэтому я считаю, что предпринимателем может стать практически любой человек. Исключение - патологические недотепы вроде рассеянного с улицы Бассейной. Для того, чтобы добиться в бизнесе хоть каких-то результатов, не нужно обладать ни особым умом, ни образованностью, ни внешней привлекательностью, ни даже мало-мальским обаянием. А вот упертость, настойчивость — почти непременное условие. У людей, которые способны на протяжении многих лет сохранять мотивацию, рано или поздно что-то получается. Кто-то слышит «да» после десяти «нет», кто-то — после ста, а кто-то — после тысячи. Но в конечном счете слышит всегда, если доходит до этой точки.

- Что больше всего мешает бизнесменам - всякого рода предубеждения в обществе, недостаток правовой базы, чиновничий беспредел?

- Я всегда интересуюсь у предпринимателей, какие они испытывают трудности. И знаете, у всех они разные. Один парень пожаловался, что ему, как ИП-шнику, трудно получить кредит в банке. Приходится брать деньги через друзей, родителей.

Другая предпринимательница считает неправильным, что государство облагает большим налогом гранты, выданные на развитие дела.

Третья, действительно, говорит, что в нынешней законодательной базе сложно разобраться даже специалисту. Она, финансист по образованию, еще как-то справляется, но остальным не завидует...

Четвертый спросил, куда ему обратиться по поводу того, что некий представитель власти приобрел у него товар с отсрочкой платежа, но уже полгода тянет с оплатой.

Пятый говорит, что государство планомерно уничтожает малый бизнес, вводя все новые и новые ограничительные меры. Платежи за аренду торговых мест подняли в 3-6 раз. Получить разрешение на право торговли практически невозможно. Пироги на улице жарить не дают, хотя и в Лондоне, и в Нью-Йорке свободно жарят...

- Какой отклик получают ваши публикации?

- Неожиданно много откликов получил очерк о муже и жене — молодых пенсионерах-милиционерах, которым друзья буквально всучили небольшую фабрику по производству галстуков. Первые 3-4 года начинающим бизнесменам пришлось несладко. Заработанного хватало лишь на удовлетворение скромных бытовых нужд, об отпусках не было и речи, клиентуру нарабатывали сами, колеся на машине по российским городам и весям... Зато сейчас, спустя 15 лет, – это уникальное в масштабах страны предприятие, которое шьет огромный ассортимент галстуков, бабочек и подобных аксессуаров.

Почему людям понравилась эта статья? Наверно, из-за искренности героев, которых, помимо общего дела, объединяет еще и зрелая любовь. Читатели увидели в истории Сергея и Елены собственную неустроенность 90-х годов, которая тогда задела многие семьи. А главное — статья им напомнила, что все трудности преодолимы, если не бояться менять жизнь, браться за новое, а главное — поддерживать друг друга.




Copyright © 2008-2016. Татьяна Кокина-Славина (Таня Танк). Все права защищены | Memory consumption: 2.5 Mb