2012 год <<

Вязаная «бомба» от Анны Лесниковой

На трикотаже мастера из Нижнего учат будущих кутюрье в Лондоне

На рубеже веков в платьях от Анны Лесниковой щеголяли нижегородские светские львицы и любимые женщины «авторитетов». Сейчас по её изделиям преподают трикотаж в самом престижном дизайнерском вузе – лондонском колледже St. Martins. В её сиянии померкли такие мировые трикотажные бренды, как Соня Рикель и Миссони, а её идеи без зазрения совести копируют ведущие дизайнеры. Самой же Лесниковой не надо ни собственного модного дома, ни сверхприбылей. Главное, чтобы не мешали 20 часов в сутки сидеть над вязальной машинкой и создавать всё новые и новые техники...

Кутюрье Носковой и Немцовых

– Почему у вас логотип – корона?

– Потому что я королева трикотажа, – невозмутимо отвечает Анна. – Меня короновали на всероссийском конкурсе в Санкт-Петербурге, где по иронии судьбы член жюри была одета в моё платье!

Первую петлю она сделала в пять лет. Сама, по наитию. В третьем классе уже форсила в вязаной косынке собственного дизайна. Однако мама мечтала, чтобы дочь пошла работать в торговлю. Анна перечить не стала. Получила диплом технолога по приготовлению пищи и... занялась вязанием.

Её яркие вещи в мрачные 90-е стали лучом света в тёмном царстве. Наряды от Лесниковой появились в гардеробах Ольги Носковой, Нины Зверевой, Ирины Вдовиной, семьи Немцовых, Обуховых. Рассказывали как анекдот, что когда «новые русские» появлялись в мастерской Лесниковой с женами и любовницами, то торговались, но... наоборот. «Здесь на 27 тысяч, но со скидкой будет 25». – «А зачем мне скидка? Вот тебе 30».

В 1997 году Лесникова произвела фурор в Дюссельдорфе, куда ее пригласил министр экономики Германии Вольфганг Клемент. Коллекция разошлась моментально и по бешеным ценам.

– Кстати, ещё в 1989 году один немец, приезжавший по делам на ГАЗ, скупал мои вещи, – вспоминает Анна. – Брал всё, что было на тот момент. Увозил сумками.

Уже на том этапе Лесникова не была провинциальной вязальщицей. Достаточно сказать, что Валентин Юдашкин пошел на неслыханный шаг: на своих показах в Нижнем в 1995 и 1996 году выступил с Анной дуэтом.

В депрессию вогнали китайцы

А потом пришла депрессия.

– Возрастная, – неохотно признаётся Анна. – Обуял какой-то ужас. Наверно, сказалось ещё и то, что я долгое время спала по три часа в сутки...

Но постепенно, слово за слово, выясняется, что причины для депрессии были довольно веские:

– Когда Китай заполонил рынок, все, у кого одевался средний класс, «просели». Совершенно неожиданно пошли возвраты из всех магазинов, склад был завален... А у меня 13 человек тогда работали!

Первым делом Лесникова помогла людям трудоустроиться. А потом на три года погрузилась в депрессию. Не участвовала в показах, не делала новых коллекций.

– Но я не умерла с голоду. У меня есть такие наработки, которые до сих пор продаются, – рассказывает Анна. – Например, платью «Орхидея» больше 20 лет, но оно по-прежнему востребовано.

Когда хандра отступила, оказалось, что появилось много новых имён, материалов, техник... Лесниковой пришлось усиленно догонять. И догнала: Неделю российской моды поменяла на более статусную Неделю высокой моды.

– Что было приятно: как только приехала в Москву и повесила на Неделе высокой моды свои «Орхидеи», более «кутюрный» вариант, – меня сразу вспомнили. Оказалось, что и не забывали.

В Москву! В Москву!

Четыре года назад Лесникова решила окончательно перебираться в столицу. Много лет она жила на два города, гоняя между столицей и Нижним на машине. Но, было, уснула за рулем, улетела в кювет. И испугалась, что однажды не доедет...

Сейчас Анна снимает большую квартиру недалеко от центра: это у неё и дом, и офис, и мастерская. Взяла двух любимых мастериц из Нижнего. Сейчас они работают у неё вахтовым методом: две недели одна, две недели – другая. Расширяться Анна не планирует.

– Нет, мне хватает двух моих девочек. Мы с ними очень много лет, и я на сто процентов уверена в их порядочности. Знаю, что они ни за что не будут копировать мою модель на сторону.

Вот она, самая больная тема в мире моды!

– Знаешь, сколько у меня подражателей? – говорит Лесникова. – В 1997 году на Неделе российской моды я показала коллекцию «Фикция». Её фишкой были рисованные воротнички, лацканы, галстучки. Это была настолько гениальная идея, что её украл весь мир! Кастельбажак, Джанфранко Ферре, Нина Риччи... И что я испытала? Кайф! Они знают, у кого красть!

Лесникова делает глоток зеленого чая без сахара и говорит уже спокойнее:

– Я не могу насытить весь мир: у меня всего две руки. Пусть насыщают другие. А я рождена рождать идеи!

Работаю с десяти до шести. Утра

Чайковский принципиально не работал ночами. Анна работает в основном ночами. Нередко ложится спать в пять-шесть утра. Через четыре часа снова на ногах:

– Если я шесть часов поспала – значит, выспалась на год вперёд. Работа для меня –удовольствие, наркотик. У меня цель не заработать деньги, а сотворить прекрасное.

Немало талантов стремится работать в команде с Анной, чтобы овладеть только ей одной известными техниками, но она всем отказывает:

– Не хочу клонировать вещи. Они, как дети, единственны и неповторимы. Я не хочу нарушать кулуарность своего существования и окружать себя новыми помощниками. Не доверяю этой стране: здесь может произойти всё что угодно...

При этом Анна рада, что живет именно в России.

– Как ярко и «кутюрно» одеваются у нас, так нигде в мире не одеваются, – и она подводит меня к мужскому манекену размера эдак 56-го. – Вот, постоянный клиент заказал. Ярко-оранжевый кардиган, под цвет машины. Собирается гулять по Праге.

Автограф для Бирмана

У Лесниковой немало ноу хау, которыми во всем мире владеет только она:

– Например, пэчворк в разные стороны вязки, наполненный рисунком. Это техника вязания в разные стороны существовала и раньше. Она и без того сложная, не каждый знает, что её можно вязать, не обрывая нить и не делая швов. А я ещё и в рисунок вяжу, причём в очень сложный. Только тот, кто хоть немного вяжет, поймет, как это сложно – связать целостный рисунок на всю вещь, на все полотно, когда оно расходится в разные стороны...

Кстати, она уже давно не только вяжет. Сейчас увлекается техникой валяния:

– Вот на этом платье весь рельеф вылеплен, свалян вручную. Иногда одну вещь делаем с помощницей недели две. Сейчас никто не вкладывает столько труда в одно изделие. Но я принципиально не работаю «на потоке».

Поэтому каждая вещь существует в единственном экземпляре. Возможны только вариации.

Самая привилегированная категория клиентов – это нижегородцы. Всем им Лесникова дает 50-процентные скидки. Сейчас в Москве её вещи носят экс-нижегородки Анна Прибылова, Анна Татаринцева, Нина Зверева...

Наряды от Лесниковой есть в гардеробе многих звезд. Например, Никита Михалков уже давно носит ее джемпер с автографом впереди и с хлопушкой на спине. А недавно похожую вещь — но уже со своим росчерком — Анне заказал бизнесмен Дмитрий Бирман.

Убийца торговых центров

Этой весной Анна решила пропустить Неделю высокой моды: сейчас вовсю работает над «бомбой», которая, по ее прикидкам, осенью должна взорвать модный мир!

Кроме того, у Лесниковой много заказов. Они прибывают как от постоянных клиентов, так и от незнакомых пока людей, которых её вещи «зацепили» в интернет-магазинах:

– Те, кто арендует площади в торговых центрах, не успевают подсчитывать убытки. Скоро наступит момент, что арендаторы оттуда уйдут, и центры будут стоять пустыми. Сейчас время Интернета. Я всё заказываю в сети, покупки привозит курьер, я не трачу время на пробки. А Рублёвка? Все мои клиенты давно никуда не выезжают! Смотрят показ по интернету, а потом так же он-лайн покупают вещи. Лучше купить вещь напрямую у художника, чем переплачивать вдвое за покупку в арендованном магазине.

– Но в Интернете не пощупаешь вещь, не посмотришь расцветку вживую, не примеришь, – пытаюсь полемизировать я.

– У меня 90% клиентов москвичи. Первый контакт – обязательно личный. Я смотрю на человека, а он трогает и примеряет вещи «живьём». И понимает, что никто в мире не делает трикотажа лучше!

Лесникова убеждена: сейчас для того, чтобы состояться в творческой профессии, не обязательно ехать в Москву. Можно вообще купить дом в деревне, оборудовать там мастерскую и творить в свое удовольствие, продавая изделия через интернет:

– Когда клиент перечисляет платёж, мне поступает sms, и я проверяю свой интернет-кошелёк. Деньги поступили? Тут же вызываю курьера и отправляю посылку. Через один-два дня вещь у клиента, через три-пять – за границей.




Copyright © 2008-2016. Татьяна Кокина-Славина (Таня Танк). Все права защищены | Memory consumption: 2.5 Mb