2012 год <<

Полпреды: пятое колесо? интеграторы? координаторы?

Нужны ли нам полномочные представители президента

Нужны ли нам полномочные представители президента? И если да, то чем они должны заниматься? Эти вопросы социологи нижегородского филиала Института социологии адресовали 23 представителям власти и бизнеса. Большинство высказалось в духе, что, мол, пусть остаются, и лишь 15% признались, что не видят от полпредов особого толку. Результаты исследования пригласили обсудить ученых, мнения которых разделились 50 на 50.

Василий Козлов, директор бизнес-школы «Грин-Сити», ректор Нижегородского регионального института управления и экономики, доктор экономических наук:

- Полпредства создавались как органы, обслуживающие вертикаль президентской власти, и решали политические и правовые задачи. Не случайно три последних полпреда ПФО были юристами. Однако с отменой выборности губернаторов их роль снизилась, поэтому сейчас возникают сомнения в их целесообразности.

Тем не менее, я за то, чтобы полпредство продолжало существовать. Но они должны понять, что сейчас становится востребованной новая экономическая география, формируются кластеры, и в полном объеме осмыслить все это можно лишь с помощью экспертов. У нас есть масса технологий прогностики, сценирования. И я, и многие мои коллеги хотели бы участвовать в экспертном совете. При Кириенко мы чувствовали себя довольно востребованными.

Нужно развивать интеллектульную функцию полпредства, а не традиционную надзорную. На инаугурации Бабич совершенно четко сказал: «Мы для того, чтобы контролировать». Но эта огромная супервайзерская надстройка, призванная контролировать всех и вся, не прибавляет энтузиазма, внушает людям мысль, что инициатива по-прежнему наказуема, вследствие чего снижается и интеллектуальная деятельность. Если вспомнить функции управления, то сначала идут целеполагание, структурная организация и разделение труда, лидерство и мотивация и только затем контроль. Нельзя строить управленческую структуру на одной функции контроля. А он у нас гипетрофирован. Вот и затухает целеполагание, люди в ступоре, в параличе от того, что их постоянно контролируют.

Александр Царьков, профессор НИУ-ВШЭ, кандидат технических наук:

- Несколько лет назад мы провели исследование всех стратегий ПФО. Постарались найти слабые места и точки роста. И выяснили, что в некоторых направлениях роста наблюдается ужесточение конкуренции регионов между собой. Вместо того, чтобы сосредоточиться и скоординироваться, регионы соперничают.

Недавно в Красноярске и Новосибирске прошли форумы, речь на которых, в числе прочего, шла и о создании мегарегионов, которые могут курироваться надрегиональной структурой — например, институтом полпредства. Это позволит согласовать стратегии отдельных регионов. Нижегородская область неплохо сотрудничает с Чувашией, но губернаторам всегда трудно о чем-то договориться. Поэтому нужна структура, которая могла бы согласовать интересы отдельных регионов и увязать их при помощи Минрегионразвития в единую интегральную мегарегиональную стратегию развития.

В Нижегородской области достаточно интеллектуальной силы, которая разработала уже не одну стратегию. Поэтому пришло время вновь создать экспертный фонд. Иначе пройдет еще 2-3 года, наука в России исчезнет, и обратиться за советом будет не к кому.

Сергей Кочеров, политолог, доктор философских наук:

- Чем заняться полпредству? Такое ощущение, что мы пытаемся выдумать им функцию, чтобы продлить их существование. Но полпредства в нынешнем виде — это пятое колесо в российской телеге. Задачи, поставленные верховной властью, они решили: усмирили, поставили на место, а в ряде случаев и выкинули из обоймы строптивых губернаторов.

Они худо-бедно исполняют функцию оповещения центра о персонах в регионах, чтобы центр знал, из кого выбирать губернаторов. Например, есть в нашем городе такой Бобчинский, который, к примеру, возглавляет Законодательное собрание, можно его добавить к «нашему» кандидату - для иллюзии демократии.

Однако сейчас на первый план выходят другие задачи, к решению которых полпредства не готовы. Регионы, входящие в один округ, конкурируют друг с другом. И «склеить» их — задача полпредства. А что мы видим? В лучшем случае они проведут дни татарской культуры в Нижегородской области.

Сейчас мы должны найти новый способ существования РФ, где бы регионам предоставлялосьбольше прав. Невозможно существование федерации, где многие регионы верноподданически относятся к центру, обеспечивая нужный результат голосования только за то, что региону на это спускают дотации. А ведь центр и полпредство должны содействовать экономическому развитию региона, чего они не делают. Если сохранять полпредство, то ставить им задачу укреплять связи между регионами.

Можно говорить, что полпредство должно прислушиваться к экспертному сообществу, но извините, наши представители власти не интеллектуальны. И даже не интеллигентны. Они не нуждаются в обращении к экспертам. Но наше дело — довести наше видение до властей, указать на опасности, которые существуют.

Николай Распопов, доцент НИУ-ВШЭ, кандидат исторических наук:

- Мне не очень нравится слово координаторы, лучше — интеграторы. Новое дыхание должна придать именно интеграция. Мегарегион — так мегарегион. И его надо выстраивать. Сейчас эти задачи не выполняются. Зачем нужен такой орган? У нас много таких структур: Государственный совет, Общественная палата...

Иван Юдинцев, политолог:

- Не надо забывать, что полпредство возникло как противовес самодостаточности губернаторов и президентов республик. Раньше была вертикаль: под полпредами были главные федеральные инспекторы, которые приходили от имени президента, а главы субъектов РФ выбирались прямыми выборами снизу. Было понятно, что назначенные полпреды выступали противовесом всенародно избранным губернаторам.

Если будет возвращена прямая выборность губернаторов, то полпреды и государственные федеральные инспекторы понадобятся для сохранения вертикали, управленческих функций сверху, централизации власти. Они станут противовесом избирателям.

Сейчас законодательство слишком унифицируется. Гадо оставить какой-то коридор, какое-то своеволие региону. Гражданское право Баварии и Германии несколько отличаются друг от друга: свой суд, особенности арбитража. И я не вижу в этом ничего плохого.

Сергей Каптерев, профессор ННГУ им. Лобачевского, доктор политических наук:

- Могут ли полпреды повлиять на качество и эффективность власти? Не могут. Их функция — контрольно-надзорная деятельность.

Ключевое значение имеет личность полпреда. Пришел Рапота — половину аппарата выгнали, юридическое направление сменили экономическим, и государственные федеральные инспекторы стали заниматься не правовыми вопросами, не общественными приемными, а экономикой. Сегодня может быть востребована функция обратной связи.

Видади Аббасов, председатель национально-культурной автономии азербайджанцев Нижнего Новгорода:

Институт полпредства себя изжил. Полпреды изначально были слабее губернаторов. А если он слабее, как он может координировать его действия? Что есть у полпреда? Конституционной опоры нет, аппарат состоит из нескольких чиновников, которые воспринимаютсч местной элитой как чужие. Поэтому не надо придумывать для полпредства новые функции и полномочия.

Кто должен прийти на место подпредства? Неплохо было бы идти путем укрупнения регионов. Если бы Нижегородская область объединила вокруг себя несколько губерний, у которых был бы единый губернатор, управлять страной было бы проще.

Как быть Татарстану, Башкирии, Северному Кавказу, где перекрой границ чреват последствиями? Тут я соглашусь с мнением, что ничего страшного не случится, если законы будут несколько отличатьсч друг от друга. Где-то можно пойти путем укрупнения регионов, а где-то — сохранить институт подпредства, например, на Северном Кавказе.



Иногда на поиск нужного телефона уходит немало времени, и тем более обидно, если в результате он оказался бесплодным. Воспользуйтесь возможностями, которые вам предоставляет телефонный справочник Николаева телефонный справочник николаев.



Copyright © 2008-2016. Татьяна Кокина-Славина (Таня Танк). Все права защищены | Memory consumption: 2.5 Mb