2012 год <<

Торговые сети «выкуривают» малый бизнес?

Предприниматели уверены, что «антиникотиновый» закон задуман для их уничтожения

Еще в августе Минздравсоцразвития опубликовало проект закона «О защите здоровья населения от последствий потребления табака». В числе предлагаемых мер — запрет на продажу табачных изделий в торговых точках площадью менее 50 м2. «Малые» предприниматели, собравшиеся на круглом столе в Торгово-промышленной палате, сходятся в одном: заботой о здоровье людей тут и не пахнет «Антиникотиновый» закон - это происки крупных торговых сетей, которые намерены не мытьем, так катаньем «отжать» у них долю сигаретного рынка. И если закон будет принят в таком виде, это сильно проредит ряды мелкорозничных точек.

Эти желанные 40%

- Это борьба не с курением, а с малым бизнесом! - уверен Андрей Королев, представитель компании БАТ-Россия. - Под угрозой закрытия окажутся 45 000 киосков по всей стране. От 100 до 200 тысяч человек останутся без работы. Пострадают и смежники: например, пекарни. Закроется одна точка, другая — и им сбывать продукцию будет негде.

Свою позицию Королев подтверждает цифрами: 51% розничной торговли России - это как раз небольшие павильоны, магазины. Но именно через них продается 40% сигарет вообще:

- Можно предположить, что эти 40% очень желанны для сетевого ритейла. Ситуация возмутительна еще и потому, что до 80% поступлений при формировании региональных бюджетов европейских стран дает именно малый бизнес. При этом именно его чаще всего законодательно ограничивают.

Так, в 2006 году было запрещено продавать алкоголь крепостью более 15 градусов в нестационарных торговых объектах и стационарных площадью менее 50 м2. В 2011 году вышли поправки в закон, запрещающие с 2012 года продажу пива в нестационарных торговых объектах. И вот — новый поворот: введение запрета на продажу сигарет.

Предприниматели считают, что это может стать очередной лазейкой для коррупционеров в погонах и из властных коридоров. Поскольку именно они будут решать, разрешать ли торговлю точке с площадью, например, 52 м2.

- Это все очень сложно вымерять, - констатирует Ольга Даниленко из ассоциации предпринимателей Ленинского района. - С февраля у меня идет судебный процесс. Я будто бы не соблюдаю требования 83-ФЗ о 100-метровой зоне. Но ведь не существует никаких методических указаний, как отмерять эти 100 метров. Напрямую? Прямо через заборы и теплотрассы? А прокуратура настаивает на том, что 4-летний ребенок может перелезть забор и прийти в мой магазин за сигаретами.

- Я напрямую спрашивал тех, кто разрабатывал закон: почему 50? почему не 45? не сто? - говорит президент Российского сигарного союза Андрей Лоскутов. - Дескать, они не хотят, чтобы дети видели, как родители покупают одновременно молоко, хлеб и сигареты. Так решите проблему цивилизованно, как в сигарном мире — открывайте специализированные точки. И не надо определять, 30 м она или 50 м.

Сигареты по «взрослым» карточкам

По словам Королева, законодатель ссылается на то, что именно в мелкорозничных точках чаще всего продают сигареты несовершеннолетним. И хотя это далеко не факт, он предлагает решить проблему... поднятием штрафов. Для самих продавцов — с 1,5-2 тыс. руб. до 4 тыс. руб. и с 3-4 тыс.руб. до 40 тыс. руб — для самих владельцев бизнеса.

- Это абсурд. Куда еще дальше себя унижать? - не соглашается Алексей Носов, председатель Ассоциации предприятий быстрого питания. - Да и на работу в малый бизнес идут не самые устроенные категории людей, которым просто не с чего платить такие штрафы.

- И как понять, кто перед тобой — 18-летний или 18-летний без месяца? - считает и предприниматель Елена Горшкова.

- Как только увеличат штрафы, возникнет опасность злоупротреблений. Где гарантия, что к предпринимателю не приведут «подсадного» школьника и не скажут, что он написал заявление в полицию, что ему продали сигареты? - размышляет Андрей Лоскутов. - Все закончится очередными поборами.

- А почему бы не ввести электронные карточки для всех совершеннолетних граждан, как в цивилизованных странах? - предлагает Андрей Королев. - Нет карточки — никто не продаст тебе сигарет. И не надо определять возраст на глазок.

«Лоточницы» поднимут голову

Вызывает возмущение предпринимателей и готовящийся запрет продажи сигарет на вокзалах и в аэропортах.

- Это вызовет волну противоправных действий, - считает Андрей Королев. - Продукция начнет продаваться из-под полы, через официантов, барменов, таксистов. Появятся бабушки-лоточницы.

- Которые, естественно, не будут платить налоги! - подхватывает Андрей Лоскутов. - И мы опять вернемся в 90-е годы, из которых с таким трудом выходили.

Любовь Кузьмичева, исполнительный директор ассоциации рестораторов и отельеров Нижегородской области, призналась, что ее коллеги устали от абсурдных требований:

- Четыре года назад был принят закон, что пачка сигарет в ресторане и киоске должна стоить одинаково. Что ж, рестораны выкрутились: стали продавать курительные наборы, как будто гость платит за зажигалку, а сигареты ему продают по «киосочной» цене.

Кузьмичева расписала последствия запрета на курение в кафе и ресторанах:

- Мы потеряем культуру досуга. Это нормально, когда человек, отдыхая в заведении, выпивает пиво и закуривает. Если люди не смогут получить этого в ресторанах, они уйдут на кухни. А что даст запрет на курение в гостиницах? Люди будут курить в номерах — только и всего.

- Если в ресторанах запретят курение, это будет сильным ударом по культуре табакокурения, - считает и Андрей Лоскутов. - А эта культура существует. Курили Пушкин, Лермонтов, Екатерина Великая. Вторую мировую войну выиграли курящие люди: Сталин - трубку, Рузвельт — сигареты, Черчилль — сигары. А вот Гитлер, кстати, был табаконенавистником! А что рестораторам делать с вытяжками по 10 тыс. евро, которые они приобрели? Сейчас их что, выбросить?

Эта унизительная маржа

Некоторые из собравшихся высказали идею: повысить цены на сигареты, чтобы у подростков было просто не на что их купить.

- Если бы у нас минимальная цена на сигареты была 45 рублей, дети не сэкономили бы эту сумму на завтраках, - считает Ольга Даниленко. - Маржа в 15-17 процентов, которую нам предлагают производители сигарет, бессмысленна. Она не дает нам прибыли. Они, наоборот, должны разрешить нам сделать 35-40% наценки, чтобы мы и сами больше заработали, и сделали бы сигареты недоступными для детей.

С тем, что маржа «унизительно мала», согласен и Алексей Носов.

- Не повышением цены надо бороться с курением, - считает Константин Барановский, управляющий партнер консалтинговой группы «Консильери». - Люди просто перейдут на дешевые сигареты, а это менее безопасное содержание смол, никотина. Где же тут забота о здоровье нации? Что нам дала борьба с алкоголизмом? Разорение виноградников. А пьющих меньше не стало.

Интересное предложение высказала Елена Власова, заместитель председателя ассоциации предпринимателей Автозаводского района.

- С 2001 года существует закон об ограничениях на торговлю, если точка находится в 100-метровой зоне от детских учреждений. Но многие из нас торгуют, только без витрины. Взрослый человек спросит сигареты, и ему их продадут. А дети и спрашивать не будут. Может, сигареты просто убрать с витрин?

Не спаиваем и не скуриваем

- Готовящийся закон — это лоббирование интересов крупного бизнеса и попытка перераспределить финансовые потоки под видом борьбы с курением, - выносит вердикт Александр Голованов, генеральный директор логистической компании «Источник».

- А что, в торговых сетях не продают сигареты несовершенолетним? - говорит Контантин Барановский. - Наивно было бы так думать.

- Есть еще и такая опасность, - предупреждает Елена Власова. - Гипермаркеты, в отличие от киосков, не всегда находятся в шаговой доступности. Поэтому, проехав несколько остановок и отстояв очередь в кассу, человек возьмет сигареты впрок. Если у него вечером кончится пачка, он перетерпит до утра. А если под рукой блок? Люди попросту станут больше курить. А нас еще обвиняют, что мы спаиваем и скуриваем людей!

Пессимистично настроен и Алексей Носов:

- Мелкая розница находится под прессом, на который давят все сильнее и сильнее. Сейчас платежи за аренду торговых мест подняли в 3-6 раз. Получить разрешение на право торговли практически невозможно. В Лондоне, Нью-Йорке свободно жарят на улицах блины и пироги. А у нас, можно подумать, стерильный город...

- Я не увидел в законопроекте ничего, что улучшало бы ситуацию, - рассуждает Константин Барановский. - Запрещается курение в общественных местах — а что, сейчас оно разрешено? В кафе есть залы для курящих и некурящих, водители в транспорте не курят, офисные курилки закрыты. Поэтому цель очевидна - додавить мелкорозничную торговлю и отдать все в руки торговых сетей. Я считаю, если уж вводить санкции, то для всех.

- Мы начали сбор подписей в адрес председателя Правительства с тем, чтобы он наложил мораторий на законопроект и привлек к его разработке все заинтересованные стороны, - информирует Андрей Лоскутов. - В Ижевске, Иркутске, Екатеринбурге подписалось уже 5 000 человек.

Бомбить инстанции письмами, где аргументированно излагать свою позицию, призывает и Андрей Камин, председатель Нижегородского фонда содействия ООН. Времени осталось немного.




Copyright © 2008-2019. Татьяна Кокина-Славина (Таня Танк). Все права защищены | Memory consumption: 1.75 Mb