2011 год <<

Нижний Новгород: центр автомобилестроения или спальный район Москвы?

Бренд города: первое сомнительно, второе нежелательно

О том, каким быть региональному бренду, в последние годы не рассуждает только ленивый. Особенно оживились нижегородцы после того, как Казань буквально из-под носа увела у нас «титул» третьей столицы. Эксперты считают: если наша область в ближайшие годы не сможет сформировать привлекательный бренд, то нам останется лишь малопочетный имидж спального района Москвы.

Так кем же нам стать, чтобы не прогадать? Карманом России? Родиной ополчения 1612 года? Краем хохломской ложки? Промышленным и университетским центром?

Бренд, который мы потеряли

- После снятия статуса «закрытого города» устоявшиеся в советский период элементы бренда города потеряли значение, - считает доктор философских наук, заведующий кафедрой философии и политологии НИУ РАНХиГС Андрей Дахин. - Это, в частности, образ центра автомобилестроения, символом которого был ГАЗ и его автомобили; образ центра судостроения, который представляли суда на подводных крыльях; образ центра притяжения водного транспорта, места революционных событий, описанных Горьким в романе «Мать».

Дахин вспоминает, что в 1990-2000-е «переходящим» брендом Нижегородчины были образы губернаторов. Например, при Немцове Нижегородчину считали оплотом демократии и в шутку именовали «краем непуганых журналистов». Однако главы регионов приходят и уходят, их образы тускнеют и выветриваются из сознания. Поэтому, считает Дахин, бренд Нижнего Новгорода должен быть связан с «неполитическими сторонами жизнедеятельности городского сообщества». В этом случае путь к устойчивому, яркому бренду лежит через улучшение качества жизни горожан.

Идеи Дахина поражают масштабом:

Мне видятся перспективы развития бренда города как центра Нижегородской агломерации, в ближайшей орбите которой находятся Бор, Кстово, Дзержинск. Для этого на территории Нижнего может быть создано несколько центров, которые и станут новым лицом города. Миссия историко-культурного центра может быть возложена на современный центр с кремлём и прилегающими улицами с исторической застройкой. Административный центр агломерации целесообразно вынести из исторической части города на новую территорию, например, в район площади Комсомольской, придать ему новый, запоминающийся архитектурный облик, который станет частью нового бренда. Планы строительства нового стадиона для чемпионата мира по футболу 2018 года позволяют заложить фундамент спортивного центра агломерации, который также может стать новым символом города. Наконец, Борская пойма перспективна как эколого-рекреационный центр агломерации, где можно расположить прогулочные пешеходные, велосипедные и водные трассы, станции проката велосипедного и водного транспорта, сеть кафе, ресторанов, небольших отелей «одного для» для семейного отдыха, озёра и пруды для рыбалки – всё то, что сделает эти места привлекательными для отдыха нижегородцев и гостей города. Этот парк также может стать частью устойчивого бренда города.

Деньги привезут не туристы, а бизнесмены

- Мы должны созидать, а тут предлагается сплошное разрушение! - эмоционально оценивает некоторые тезисы этого плана председатель комитета по туризму Торгово-промышленной палаты Нижегородской области Татьяна Смайл. - Перенос административного центра — это разрушение традиций, привычек горожан, уже сложившейся уникальности города. А потом: сколько могут стоить все эти мероприятия? Рисуя такого рода концепции, авторы забывают о главном смысле создания бренда — увеличении продаж при минимуме вложений. Поэтому нам необходимо создавать бренд, в первую очередь, делового центра. Настоящие деньги к нам привезут деловые туристы. Бизнес-туризм — это не только командировки, выставки и конгрессы. Кто сказал, что если вы едете по делам, вас ждут только дела?..

По мнению Татьяны Смайл, сейчас слишком много говорится о культурном наследии Нижегородчины, на котором и пытаются выстроить бренд региона. Но как на этом можно заработать? Мировая практика такова, что основные прибыли от туризма «некурортным» городам дает именно деловой туризм, так называемая «индустрия встреч».

- У профессуры стало модным рассуждать об историческом наследии и поддержке народно-художественных промыслов, - считает Татьяна Смайл. - К сожалению, эти рассуждения оторваны от реальности. Как извлечь экономический эффект из культурного наследия, никто еще толком не сформулировал.

- Мы должны с уважением относиться к своему историческому прошлому, не чураться народно-художественных промыслов, - настаивает доктор экономических наук, завкафедрой управления и маркетинга НИУ РАНХиГС Галина Морозова. - Однако культурное наследие должно быть подано в привлекательной упаковке.

Говорят, что именно в такой упаковке — не только привлекательной, но даже шикарной - планируется подать грядущие в 2012 году празднества, посвященные 400-летию ополчения. Торжествам прочат федеральный размах. И у некоторых экспертов есть ожидания, что бренд нашего города прочно свяжется с этой страницей прошлого.

В настоящее время визуальным образом этого эпизода региональной истории является площадь Согласия, - говорит Андрей Дахин. - Однако фотографические изображения этой площади, на которой установлена уменьшенная копия московского памятника Минину и Пожарскому, не создаёт впечатления уникальности. Постоянно кажется, что это фото Красной площади. Необходимо убрать памятник-копию - скажем, в парк «Швейцарию» и установить на его месте оригинальный нижегородский памятник. Для этого можно провести международный творческий конкурс, организовать, как и 400 лет назад, сбор пожертвований нижегородцев.

- Это будет разрушением привычных культурных точек, - не соглашается Татьяна Смайл. - В Одессе на здание театра, построенное в 19 веке, буквально молятся, водят показывать как чудо. Мы же с легкостью готовы отказаться от здания оперного театра. Почему бы нам не обустроить его изнутри, сохранив снаружи узнаваемый облик, и сделать из него один из образов города? И почему мы должны отказываться от памятника Минину и Пожарскому? Не мы позаимствовали его у Москвы, а она у нас.

Вернуть титул центра автомобилестроения

Эксперты считают: Нижний может и должен вдохнуть вторую жизнь в несколько померкший бренд центра автомобилестроения.

- Территория должна иметь инновационное направление, - считает Галина Морозова. - Пусть многие продукты мы пока не можем выпускать на высоком уровне качества. Но инновационная направленность даст заряд всем отраслям. В первую очередь, одному из важнейших дивизионов — автомобилестроению.

- Наш город всегда был промышленным центром, а сейчас это почему-то задвинули на задний план, выпятив ложки и кружева! - говорит и Татьяна Смайл.

Между тем, перспективы области в плане автомобилестроения могут быть весьма светлыми. Уже сейчас на ГАЗе ведется разработка легковых автомобилей, работающих на альтернативном виде топлива: на газе и на электрической тяге, которые постепенно начнут вытеснять бензиновые машины. И тут, как считает аспирант НИУ РАНХиГС и сотрудник ГАЗа Андрей Кузнецов, важно не упустить момент, чтобы стать пионером в новом направлении:

- Правда, есть огромный сдерживающий фактор: эти автомобили пока негде заправлять. Производители заправочных комплексов не видят смысла расширять сети, пока нет рынка. А люди не будут покупать новые машины, пока не увидят достаточного числа заправок.

Кузнецов предлагает разорвать замкнутый круг следующим образом: первым покупателям новых авто помогать приобрести автономные газовые заправочные станции (они уже есть в продаже, стоят от 600 до 1 500 тысяч рублей) либо трансформаторные станции для зарядки электроавтомобиля.

- Сейчас потребитель обращает большое внимание на такой показатель, как стоимость владения, - подытоживает Кузнецов. - Автомобили на альтернативном виде топлива наиболее экономичны в содержании, поэтому им уготовано большое будущее.

Это не деревня. Это город

По мнению Татьяны Смайл, Нижний Новгород может и должен укреплять свой бренд образовательного центра:

- В Нижнем сильные вузы, активно идет обмен студентами. Не надо забывать, что у нас, в первую очередь, город. Что же мы себя позиционируем как ложечников и рыбаков?

Коммерческий директор компании «МТС» (Нижний Новгород) Михаил Петухов также считает образование и кадровый ресурс сильными сторонами Нижегородчины, что уже сейчас приносит в регион деньги:

- Не случайно региональный call-центр и корпоративную бухгалтерию наша компания разместила именно в Нижнем Новгороде. А это несколько сотен рабочих мест. Почему выбор пал на Нижний? Во-первых, здесь есть кадровый потенциал. Во-вторых, сыграла роль близость к Москве.

По словам Галины Морозовой, маркетинг персонала — одна из основных стратегий, нацеленных на привлечение посетителей и резидентов, развитие промышленности или экспорта региональных продуктов. И с этим дела у нас обстоят неплохо. По словам руководителя управления государственной службы занятости населения Нижегородской области Владимира Якины, после той напряженности, которую мы пережили с октября 2008 года по февраль 2010-го, ситуация, наконец, стабилизировалась. К 1 сентября по сравнению с началом года количество зарегистрированных безработных стало на 3 302 человека меньше и составило 18 тысяч человек, а уровень безработицы снизился с 1,19% до 1,00%. Для сравнения: по России этот показатель составляет 1,8%, в ПФО – 1,5%.

- У нас много вузов, много рабочих мест, поэтому пусть к нам придут новые предприятия из других регионов - преимущественно «чистых» отраслей, наукоемких, High-Tech производств, - говорит Галина Морозова. - У города должен быть образ территории, открытой для контактов.

Однако, по мнению Татьяны Смайл, привлечение на территорию инвесторов не должно быть самоцелью:

- Нередко случается, что мы рады любому, кто согласится купить у нас участок. А потом инвесторы делают на нем, что хотят — и далеко не всегда соотносящееся с брендом региона. К формированию бренда необходим экономический маркетинговый подход. И в этом не грех прислушаться к иностранным специалистам. Чтобы бренд был более комплексным, нужно создать банк идей, а затем тщательно его «просеять».




Copyright © 2008-2016. Татьяна Кокина-Славина (Таня Танк). Все права защищены | Memory consumption: 2.5 Mb