2011 год

Ну возьмите меня!

Что такое хорошо и что такое плохо на собеседовании

«Я пришел на собеседование, а рекрутер, мало того, что опоздала, но даже не задала мне ни одного вопроса по существу. Оно и понятно: что может понимать в моей важной и серьезной профессии 20-летняя девочка? А в результате работодатель так и не дождался суперпрофессионального кадра в моем лице!» Так или примерно так отзываются о походах в кадровые агентства многие соискатели.

Что ж, во многом это близко к истине. Тем не менее, чтобы получить доступ к «телу» работодателя, придется научиться сотрудничать с рекрутерами. Как подготовиться к себеседованию и переломить ход интервью в свою пользу? Что действует на рекрутера, как красная тряпка на быка? Рассказывает директор по работе с персоналом крупной нижегородской компании Денис Осин, который ведет блог по адресу rezume-net.livejournal.com

Покажите товар лицом

Успешные поиски работы начинаются с написания «правильного» резюме. В котором:

- не должно быть ошибок. Кто захочет взять на должность юриста недостаточно грамотного, а главное, небрежного человека? Да-да, именно небрежного, поскольку сейчас не представляет сложности проверить грамотность на компьютере.

- информация должна быть структурирована. Когда я вижу два листа сплошного текста без абзацев и какого-либо форматирования — это просто не хочется читать. А если некоторые фрагменты еще выделены «кислотными» цветами...

- должны содержаться ключевые слова. Каким бы рекрутер ни был специалистом, он не может глубоко знать все профессиональные сферы. Ключевые слова как раз и помогут донести до него важную информацию. Например, пусть бухгалтер сообщит о наличии дополнительного образования, умении работать с базами «Консультант», «Гарант», знании определенных правил бухучета. Если вы системный администратор, укажите, сеть из какого количества компьютеров вы поддерживали, создавали ли ее сами, специализируетесь ли на серверах или работали специалистом техподдержки, решающим проблемы пользователей.

Впечатлите конкретными достижениями

Вы специалист по продажам? Приведите в резюме сведения об объеме продаж, об увеличении прирощенной клиентской базы, о показателях прибыльности. При этом уточните, каков был ваш вклад в эту работу.

Если ваши достижения не выражаются в числах и суммах (например, вы бухгалтер), то можно подчеркнуть, что при прохождении аудита к вашей работе не было замечаний. Укажите и вашу специализацию: начисление заработной платы, вид налогообложения и т.д. После прочтения резюме рекрутер должен четко понимать, что умеете делать именно вы.

Выделитесь из толпы

Подумайте, что выделяет вас среди других таких же специалистов. Сформулируйте это и укажите в резюме. Если вы программист, то, возможно, вы владеете особым языком программирования, реализовали интересные проекты. Если вы слесарь по ремонту лифтов, укажите, что вы прошли обучение по электробезопасности, группу допуска, с какими двигателями и в каких производственных сферах работали. Все-таки пищевое производство сильно отличается от литейного, и рекрутер должен четко понимать именно вашу специализацию.

Не придумываете «правильное» хобби

Хорошее резюме не испортишь и нестандартным хобби.

А вот соискателя, любящего прихвастнуть, с помощью этой строки рекрутер может вывести на чистую воду. Например, вы написали, что любите читать. Значит, будьте готовы ответить на вопрос о последней прочитанной книге. Если же вы долго не можете «вспомнить», что это было за произведение, рекрутер сделает соответствующие выводы о вашей искренности.

Проведите разведку

Зайдите на сайт компании-работодателя. Возможно, желание получить это место у вас отпадет еще до собеседования, как только вы узнаете, что фирма располагается на другом конце города. Также поищите информацию о потенциальном работодателе на других интернет-ресурсах. Тоже можно узнать много интересного...

В любом случае, соискатель, имеющий представление о фирме-работодателе, имеет больше шансов в глазах рекрутера, чем неинформированный кандидат. Отсутствие интереса к компании всегда говорит не в пользу соискателя. Кроме того, владея информацией, вы сможете вести предметный разговор, задавать вопросы по существу.

Позаботьтесь о презентабельном внешнем виде

Чтобы вас проводили по уму, нужно, чтобы вас встретили по одежке. Мало кто доверит пост руководителя косметической компании неряшливому, с грязными волосами и обкусанными ногтями, человеку. Независимо от того, претендуете вы на должность бухгалтера или арт-директора, на первую встречу лучше являться в спокойной классической одежде. Не обязательно облачаться в строгий костюм. Пусть это будут джинсы, но не рваные.

Возможно, если вы придете на собеседование в бейсболке набок и ярко-синими волосами, то на кого-то вы произведете хорошее впечатление своей раскованностью и креативностью. Но таких ценителей очень мало, и есть большой риск не угадать…

Не опаздывайте!

Без комментариев.

Если у вас резко поменялись планы, и вы вообще не можете явиться на собеседование в назначенное время, предупредите рекрутера и попросите перенести встречу. Просто не придти на собеседование — серьезный удар по вашей репутации.

Расскажите о себе сами

Нередко бывает, что рекрутер задает вопросы исключительно по вашему резюме и только закрытые.

«Вы действительно работали в такой-то компании?»

«Да».

Взгляд в резюме.

«На такой-то должности?»

«Да».

Что ж, неважные специалисты есть в любой сфере. И ваш рекрутер, скорее всего, плохо подготовился к встрече.

Но вы же хотите представить себя в лучшем виде? Тогда помогите рекрутеру. Скажите, что хотите рассказать о том, чем занимались на прежнем месте работы и чего достигли. Обычно это не вызывает возражений.

Говорите на понятном языке

Многие соискатели жалуются на некомпетентность рекрутеров. Но немногие ищущие место могут внятно рассказать, в чем состояла их работа до этого. Если вы способны разъяснить это доходчиво и в двух предложениях — это большой плюс при собеседовании.

Не нужно пространственных разглагольствований ни о чем. Опытный рекрутер сразу поймет, что в таком стиле вы и работать будете. Поэтому отточите свое мастерство на близких. Если вы, специалист по IT, способны объяснить своей бабушке, чем вы занимаетесь, то считайте, что цель достигнута. Запомните: если вас не понимают — значит, вы плохо объясняете.

Повторяйте слова рекрутера

Иногда соискатели говорят, что рекрутер их даже не слушает. В этом случае попробуйте рассказать о себе теми словами, которые были использованы в объявлении. Ведь этот текст, как правило, составляет сам рекрутер, опираясь на тот объем знаний, которым он располагает по данной специальности.

Если рекрутер не понимает, кого он подбирает, расскажите о своем функционале сами. Подчеркните, почему работодателю выгодно взять на работу именно вас.

Не ведите себя, как проситель

Собеседование — это не экзамен, не аттестация. Это своего рода предварительное ухаживание, попытка двух сторон о чем-то договориться. Поэтому задавайте вопросы, смело выясняйте, что будет входить в ваши обязанности, каким будет ваше рабочее место и т.д. Не бойтесь показаться слишком взыскательным. Если человек не задает никаких вопросов о потенциальной работе, складывается впечатление, что ему все равно, где трудиться.

Не отзывайтесь плохо о бывших работодателях

Если из ваших слов следует, что все кругом идиоты и недоучки, а вы один — д’ Артаньян, рекрутер заподозрит в вас скандальную личность, неспособную к адекватной самооценке и поймет, что вы так же будете отзываться о любой компании, в которую попадете. И будет прав.

Соглашайтесь на тестовое задание с оговорками

Если вас просят в подтверждение своего профессионализма разработать бизнес-стиль и прислать его в формате, удобном для напечатания, то, скорее всего, вас хотят использовать как бесплатную рабочую силу. Тестовые задания имеет смысл выполнять в небольшом объеме, и по тематике, не имеющей отношения к бизнесу данной компании. Также эта задача не должна быть слишком затратной по времени.




Copyright © 2008-2016. Татьяна Кокина-Славина (Таня Танк). Все права защищены | Memory consumption: 2.5 Mb