2010 год <<

Держим спинку!

Что делать, если у ребенка нарушена осанка.

Неутешительная статистика: проблемы с осанкой испытывают 90 процентов школьников. Обычно заболевания позвоночника, наметившиеся в раннем детстве, в 10-14 лет начинают резко прогрессировать. Если не обратить на это должного внимания, то драгоценное время будет упущено, поскольку эффективно воздействовать на деформацию позвоночника физическими упражнениями можно лишь до 14-15 лет, пока осанка еще только формируется. В более старшем возрасте коррекция весьма проблематична. Актуальна для подростков и еще одна напасть — плоскостопие. К 12 годам этот диагноз ставится каждому второму школьнику. Как вовремя заметить сигналы неблагополучия и чем помочь своему ребенку, рассказывает кандидат медицинских наук, травматолог-ортопед высшей категории, заведующая клинико-диагностическим отделением Нижегородского научно-исследовательского института травматологии и ортопедии, детский ортопед и реабилитолог с 30-летним стажем Диана Вашкевич.

– Диана Борисовна, для начала давайте уясним: почему так важно, чтобы у ребенка выработалась правильная осанка. Это ведь вопрос исключительно эстетики?

– Осанка – это не только важнейший элемент красоты, но и главная составляющая нашего здоровья. Природа создала наш мир симметричным. И закон уравновешенности, симметрии – основной, которому подчиняется правильная осанка. Хорошая осанка — это когда ваш подбородок поднят под прямым углом к туловищу, плечи и грудь прямые, а живот подтянут. В этом случае вес тела распределяется правильно, “падает” на бедра, ноги, а позвоночник находится в его естественной форме без напряжений и перекосов. Именно позвоночник поддерживает в определенной форме контур человеческого тела. Это остов, основа нашего организма. Подвижность позвонков обеспечивается суставами и мышечно-связочным аппаратом. От спинного мозга в отверстиях между соседними позвонками проходят корешки спинномозговых нервов, которые передают сигналы коже, мышцам внутренним органам. При нарушении осанки напряжение какой-то мышцы меняется, корешок сдавливается и сигнала органам не поступает, нарушается функция дыхания, страдает сердечно-сосудистая система. Если не обращать внимания на нарушение осанки, то заболевание начинает прогрессировать и формируется более стойкое искривление позвоночника – сколиоз С- или S-образный. Лечить его гораздо труднее, а иногда приходится прибегать к оперативному вмешательству.

– Почему патология дает о себе знать именно в 7-14 лет?

– Ребенок в течение своей жизни растет, но рост этот не всегда постоянен. Организм как бы накапливает информацию, а затем происходит скачок роста. Именно в 7-10 лет происходит этап вытяжения организма. Следует заметить, что костная система опережает рост связок и мышц и, именно в этот период времени и возникает дисбаланс в мышечном тонусе. Возникает перенапряжение мышц, перегрузка позвоночника и как результат – сколиоз. В подавляющем большинстве подобные проблемы характерны для ребят, недостаточно активных физически, у которых попросту не сформирован сильный мышечный и связочный аппарат. К сожалению, современные дети стали меньше двигаться. Родители уделяют большое внимание раннему умственному развитию ребенка, поэтому малыши много времени проводят за столом, “зависают” за компьютером или у телевизора, а не на уроках физкультуры или в тренажерном зале.. Отсутствие адекватных физических нагрузок ведет к инфантильности мышц спины и общей слабости и вялости организма. Поэтому так важно, чтобы родители с раннего детства занимались физическим воспитанием ребенка, его закаливанием. Перед началом занятий в школе, когда у детей должны начаться непривычные статические нагрузки (необходимость много сидеть), желательно посетить ортопеда, который даст совет, за какую парту и на какой ряд посадить ребенка.

– Каковы самые распространенные нарушения осанки?

– Круглая спина (сутулость) — это чрезмерный изгиб позвоночника в грудном отделе (кифоз). Плоская спина отличается сглаженностью всех физиологических изгибов позвоночника. Кругло-вогнутая (седловидная) спина формируется при одновременном усилении грудного кифоза и поясничного лордоза. И, наконец, при плоско-вогнутой спине сглажен грудной кифоз и усилен поясничный лордоз.

– Могут ли родители сами заподозрить, что у ребенка проблемы с позвоночником?

– Могут. Внимательно посмотрите на своего ребенка – нет ли у него видимых на глаз деформаций скелета. Посмотрите, ровная ли у него спина, на одном ли уровне находятся плечи, ключицы, соски, нет ли разницы между “окошками” (пространства между опущенными вдоль боков руками и самими боками), не выпирает ли одна из лопаток и не формируется ли реберный горб. Ребенок часто стоит с отставленной в сторону и полусогнутой ногой? Любит сидеть с подогнутой под ягодицы ногой? Все это поводы обратиться к детскому ортопеду. Должны насторожить и жалобы на боли в шейном и грудном отделах позвоночника, которые характерны для малоподвижных детей.

– Кто более всего подвержен возникновению ортопедических проблем?

– Как правило, астеники — субтильные люди со слабо развитыми мышцами, меланхолики по характеру. Для нормостеников и гиперстеников это менее характерно.

– Вы не устаете подчеркивать, что важно иметь сильные мышцы. А как родители могут проверить силу мыщц у своего ребенка?

– Уложите его на кушетку вниз лицом так, чтобы часть тела выше бедер находилась на весу, руки на поясе. Пусть кто-нибудь удерживает его ноги. Норма удержания горизонтального положения туловища для детей 7-10 лет – 1-1,5 минуты, 12-16 лет – 1,5-2,5 минуты. Затем попросите его лечь на спину и медленно подниматься в положение сидя и обратно. Норма для детей 7-11 лет – 15-20 раз.

– Правда ли, что проблемы с позвоночником чаще испытывают девочки?

– Что касается сколиотической болезни, это действительно так. Сколиотическая болезнь – прогрессирующее диспластическое заболевание растущего позвоночника – в 3-6 раз чаще поражает девочек. Наверно, это связано с их более ранним половым развитием. Поэтому, если до наступления пубертатного периода у девочки имеются небольшие нарушения осанки (плоская спина, выпукло-вогнутая спина), то гормональная перестройка дает резкий толчок к прогрессированию этих заболеваний. В отдельных случаях деформация может быть столь велика, что у девочки развивается горб.

– Но в чем же причина искривления позвоночника?

– Примерно в 80% случаев мы не может назвать точную причину возникновения искривлений. Поэтому данные сколиозы так и называют – идиопатическими, т. е. их причина неизвестна.

– Получается, мальчики вообще менее подвержены проблемам с позвоночникам?

– Нет, у них есть свои характерные деформации: например, кифоз (чрезмерное искривление позвоночника в грудном отделе), что в народе и называют горбом.

– Стоит ли требовать от детей постоянно «держать спинку»?

– Очень важно с детства формировать у ребенка правильную осанку. Если неправильные положения тела станут привычными, то скоро это приведет к деформациям позвоночника, грудной клетки, таза, нижних конечностей. Кроме того, правильная осанка способствует нормализации психологического состояния.
Не случайно говорят, что осанка выражает состояние души. Если ребенок привык жить с приподнятыми и сведенными вперед плечами, опущенной и выдвинутой вперед головой, сутулой спиной, характерными для пассивно-оборонительной позы, то у него могут развиться неврозы, синдром хронической усталости.
Поэтому за осанкой ребенка нужно следить. Только делайте это без излишнего фанатизма, иначе он может зациклиться на том, что у него «кривая» спина, почувствовать себя неполноценным. Мягко поправляйте ребенка, если он неправильно сидит, стоит или идет.

– Что значит – неправильно?

– Давайте я расскажу, что значит «правильно». Сидя на стуле, ребенок должен не тянуться вперед и не откидываться назад, а сидеть ровно. Ноги должны касаться пола или стоять на скамеечке. При этом угол между бедром и голенью должен составлять 90 градусов. Сидение стула должно быть такой ширины, чтобы на нем находились две трети бедер. Расстояние от книги до глаз должно быть равно расстоянию от локтя до кончиков средних пальцев. Свет должен падать с левой стороны. Проследите, в какой позе ребенок пишет. Важно, чтобы он не гнул спину вправо или влево, не округлял ее. Видите, что ребенок с трудом удерживает правильное положение? Пусть отдохнет минут 10, походит, полежит на спине с вытянутыми руками и ногами. Желательно, чтобы младшеклассники носили не портфель, а ранец, рюкзачок. Важно чтобы оба плеча были нагружены одинаково.

– Как выработать у ребенка правильную осанку?

– Процесс вырабатывания правильный осанки длительный и требует большого терпения и настойчивости со стороны родителей. Чтобы осанка была красивой, нужно правильно стоять, ходить, сидеть и лежать. Для начала нужно взять за основу правило “5 минут” для детей. Встать к стенке, прикоснувшись к ней затылком, лопатками, ягодицами и пятками. Смотреть нужно прямо перед собой. Макушкой тянуться вверх, расти. Лопатки свести, не напрягая, подтянуть живот. Зафиксировать такое положение на 5 минут, затем сделать 10 приседаний. Кстати, совет актуален и для взрослых. Если мы видим, что у ребенка слабая спина, во время подготовки уроков дома можно провздевать ему сзади между рук гимнастическую палку. Так он будет приучаться к тому, чтобы держать плечи развернутыми, а спину – прямой.
Ходить нужно, расправив плечи, и так, как если бы ноги начинались в середине торса. В течение дня ребенку приходится много сидеть, а в этом положении позвоночник испытывает самую большую нагрузку. Поэтому большое внимание необходимо уделить “посадочному месту”. Сиденье должно быть короче бедер, высота сиденья такой, чтобы ноги всей ступней стояли на полу, а не болтались, изгиб спинки стула должен совпадать с естественным изгибом позвоночника. В положении сидя ребенок не должен скрещивать ноги, обвивать ими ножки стула, подкладывать их под себя. Вредная привычка – и класть ногу на ногу. Нужно научиться и правильно лежать. Место для лежания должно быть удобным и соответствовать физиологическим изгибам позвоночника.
Очень важно чередовать режим труда (учебы) и отдыха. Замечательно, если в школе каждый час проводят физкультминутки. После школы ребенок должен час-два отдохнуть, погулять и только потом садиться за уроки. Это общие рекомендации. Если ортопед выявил какую-либо патологию, мы даем дополнительные советы. Например, при сколиотических изменениях осанки рекомендуем преимущественно стоять и лежать, поскольку при сидении позвоночник испытывает самую большую нагрузку. Такому ребенку лучше учить устные уроки, лежа на животе и положив под грудь подушку-реклинатор. Кстати, это положение эффективно и для коррекции кифоза — чрезмерного искривления позвоночника в области грудного отдела.

– Какие методы сейчас используются для коррекции нарушений осанки?

– Осанка – это прежде всего, положение тела, и это положение должно быть правильным. Как добиться этого? С помощью упражнений лечебной гимнастики, основными целями которой являются: разгрузка позвоночника, устранение существующего мышечного дисбаланса, правильное развитие и укрепление всего связочно-мышечного аппарата туловища. Комплекс упражнений подбирает врач ЛФК в поликлинике, и первые занятия желательно пройти под контролем врача или инструктора по лечебной физкультуре, а затем продолжить упражнения дома. Здесь родителям придется проявить понимание, такт, душевную чуткость и настойчивость, так как дети далеко не всегда регулярно выполняют упражнения.
Рекомендуем заниматься циклическими видами спорта с симметричной нагрузкой. Так, лечебное плавание – самый эффективный вид спорта. Вода естественным образом разгружает позвоночник, а нагрузки повышают силу и выносливость мышц, одновременно развивая и тренируя сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Плавать желательно брассом и на спине. Если ребенок будет ходить в бассейн хотя бы раз в неделю, это принесет его спине большую пользу. Ходьба на лыжах (по ровной местности) – еще один полезный при сколиозе вид спорта. Не забывайте проводить и общеукрепляющие мероприятия. Контрастный душ хорош как тонизирующая процедура для мышц и сосудов всего организма. Особое внимание уделите полноценному здоровому питанию. В течение года необходимо дважды проходить ортопедическое обследование у врача-ортопеда.

– Давайте перейдем к еще одной важной ортопедической проблеме, прогрессирующей в подростковом возрасте — плоскостопию. По данным статистики, если к шести годам эту деформацию диагностируют у 40% детей, то к 12 годам каждому диагноз ставят каждому второму подростку...

– Действительно, плоскостопие – деформация стопы с уплощением ее сводов – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. При продольном плоскостопии, более характерном для мальчиков, уплощаются продольные своды стоп. Девочки более подвержены развитию поперечного плоскостопия, когда формируется так называемый halux-valgus и начинает выпирать косточка на I-м пальце стопы. Нередко встречается комбинированное плоскостопие, когда уплощены и продольный, и поперечный своды.

– Может, не так уж это и опасно?

– Это серьезное заблуждение, которое может привести к печальным последствиям. При ходьбе максимум нагрузки приходится на стопу, голень и коленный суставы, что со временем приводится к развитию такой тяжелой инвалидизирующей болезни, как артроз голеностопного и коленного сустава. Часто плоскостопие способствует развитию сколиоза из-за смещения центра тяжести тела. Еще одно следствие — проблемы с кровоснабжением конечности, варикозная болезнь и т. д. Вот почему так важна профилактика и лечение плоскостопия.

– Что может способствовать развитию плоскостопия?

– Плоскостопие бывает врожденным и приобретенным. Приобретенное плоскостопие встречается в любом возрасте. Если подобная деформация есть у родителей, ребенка нужно регулярно показывать ортопеду. Стоит следить за тем, чтобы у ребенка была нормальная масса тела: лишние килограммы — это лишняя нагрузка на ноги. Плохую службу может сослужить ношение так модных сейчас «балеток» на плоской подошве, а также слишком узкой или слишком широкой обуви. При плоскостопии меняется центр тяжести тела, и человек как бы заваливается назад. Поэтому мы рекомендуем ношение обуви с каблучком. Часто развитию плоскостопия способствуют такие перенесенные в детстве болезни, как рахит, полиомиелит, ослабляющие связочно-мышечный аппарат, а также травмы стоп.

– Как определить, что у ребенка развивается плоскостопие?

– Есть настораживающие признаки, которые могут быть проявлением плоскостопия:
– после физической нагрузки или длительного стояния стопа побаливает.
– ребенок быстро устает от ходьбы,
– нога словно выросла, приходится покупать обувь на размер больше,
– стопа стала широкой настолько, что не влезает в любимые туфли на старой обуви каблуки стоптаны с внутренней стороны.
Если эти признаки в наличии, значит, пора обратиться к ортопеду. Диагноз ставится по результатам обследования, в ходе которого выявляется степень плоскостопия.

– Как лечится плоскостопие?

– Основу лечения составляет специальная гимнастика, которую проводят в домашних условиях ежедневно. При этом индивидуально подобранные упражнения полезно сочетать с обычными, укрепляющими связочно-мышечный аппарат стопы. Рекомендуем теплые ванны (температура воды 35-36 градусов) до колен, массаж мышц стопы и голени. После ванны отдых в течение 15-20 минут с возвышенным положением голеней и стоп на валике высотой 10-15 см. Назначаем физиопроцедуры. В ряде случаев применяем специальные стельки (супинаторы) в зависимости от вида плоскостопия. Прогноз во многом зависит от стадии заболевания, запущенные случаи требуют длительного лечения, ношения специальной ортопедической обуви, а в отдельных случаях – оперативного вмешательства.
Но до этого желательно не доводить. Тем более, существует эффективная профилактика плоскостопия. Пусть летом ребенок ходит босиком по песку, гальке, скошенной траве. Это будет раздражать мелкие мышцы стопы. А вот на супинаторы в профилактических целях уповать не стоит. Они лишь пассивно поддерживают стопу, при этом собственные мышцы лениво отдыхают и не напрягаются. Заведите дома специальный массажный коврик с выступающими частями. Полезно потоптать его по 5-10 минут 3-4 раза в день.

– И последний вопрос. С какого возраста можно позволить девочке надеть каблуки и какой высоты они могут быть?

– Каблучок в 3-4 см с 12-13 лет – это скорее добро, чем зло. А вот абсолютно плоская подошва нежелательна ни для девочек, ни для мальчиков. Минимальная высота каблука – 1,5 - 2 сантиметра.




Copyright © 2008-2016. Татьяна Кокина-Славина (Таня Танк). Все права защищены | Memory consumption: 2.5 Mb