2010 год <<

Владимир Бриккер: «К взяточникам я безжалостен»

Глава миграционной службы Нижегородской области размышляет, как искоренить очереди за загранпаспортами и привлечь в страну иностранцев-профи

Въезд в страну переселенцев и гастарбайтеров, получение гражданства, оформление загранпаспортов, а, говоря «шершавым» языком закона, контроль, надзор и оказание государственных услуг в сфере миграции - всем этим занимается Федеральная миграционная служба. Управление ФМС в Нижегородской области возглавляет Владимир Бриккер, за плечами которого — 30 лет военной службы и четыре года работы мэром Дзержинска.
По признанию Владимира Михайловича, ему еще не приходилось работать в столь коррупционноопасных структурах, как ФМС...

«Посредники у нас не топчутся»

- Коррупция - одна из основных проблем в государстве, - говорит Владимир Михайлович. - Наша служба так же коррупционоопасна, как любая другая, работающая с гражданами. Чтобы свести эти риски к минимуму, я принял решение централизовать в нашем городе многие направления деятельности ФМС. Например, выдачу загранпаспортов. Полтора-два года назад газеты пестрели объявлениями фирм, оказывающих посреднические услуги по изготовлению загранпаспортов. Во многих регионах страны они, кстати, и по сей день висят. А у нас в Нижнем документы на загранпаспорта принимаются только в одном месте. Я не говорю, что эта мера полностью искоренила коррупцию, но мы значительно минимизировали этот риск.
Аналогичная ситуация была с выдачей документов на временное проживание и гражданство. Теперь люди из Нижнего Новгорода и еще десяти городов области, чтобы сдать эти документы, должны приехать к нам в управление. Да, есть определенные неудобства, но эта мера позволила сделать работу более прозрачной и контролируемой. Мы посмотрели, на какие участки поступает наибольшее количество жалоб и запретили там принимать документы. Сейчас мы принимаем граждан по записи. И никакие посредники, которые раньше брали деньги за оформление и сдачу документов, у нас в управлении больше не топчутся.

- Владимир Михайлович, а если вы хватаете взяточника за руку, вы его наказываете или на первый раз прощаете?

- Есть состав преступления, и уговаривать, чтобы я на первый раз простил — бесполезно. И неважно, сколько взял сотрудник. Пусть 200 рублей. Все равно это взятка. Оступился — отвечай по закону.

- Давайте проанализируем миграционные процессы. Граждане каких стран и зачем приезжают в нашу область?

Въезд иностранных граждан в период кризиса сократился примерно на 20%. На миграционный учет по Нижегородской области в 2010 году поставлено 29 тысяч, в 2009 — 35 тысяч. В первую очередь, это связано с отсутствием работы. Ведь где, в основном, используется иностранная рабочая сила? В первую очередь, в строительстве. А в этой отрасли сейчас спад.
Вполовину упало и число граждан ближнего зарубежья, желающих получить российское гражданство. Зато увеличилось число тех, кто захотел получить разрешение на временное проживание, то есть, право жить и работать в России три года.

- И как вы оцениваете эту динамику?

- Я всегда в этом отношении поддерживал президента: всех подряд к нам впускать не надо. Пусть приезжают не только те, кто умеет копать, но и те, кто может принести для государства более существенную пользу. Только что Госдума приняла изменения в 115-й закон, которые вступят в силу 1 июля. Новые статьи как раз касаются квалифицированной рабочей силы и дают большие преимущества тем людям, которые будут к нам въезжать как высококвалифицированные работники. Мне кажется, это абсолютно правильная политика государства.

- Но пока работа в России и конкретно в Нижегородской области интересна только не слишком квалифицированным специалистам из стран бывшего СССР?

- В основном, к нам въезжают граждане из Узбекистана (7870 в нынешнем году), Украины (2549), Таджикистана (2461), Азербайджана (2304) и Армении (1514). Но приезжают работники и из стран дальнего зарубежья. Например, крупный завод «Либхерр» в Дзержинске возводят граждане Турции. На производстве работает 15 человек из Германии, 10 - из Австрии, по одному — из Великобритании, Бельгии и США, 12 — из Франции, 4 — из Японии. Еще два японца трудятся в Японском центре. Семь граждан Индии заняты в сфере торговли и услуг, четыре итальянца работают на руководящих должностях, а один из них является почетным консулом. Также у нас работает один спортсмен из Кот-Д-Ивуар.

- Как у нас работает Программа по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников?

- На данный момент для этой цели открыто четыре территории: Богородск, Бор, Выкса и Первомайск. Сейчас у нас на рассмотрении 109 анкет от желающих к нам переселиться. В основном, это люди из стран бывшего Союза, но есть и граждане Израиля, Кубы. Предпочтение мы отдаем людям, имеющим высокую квалификацию, высшее образование.

- Но рабочих сейчас ох как не хватает...

- Я уважаю рабочую профессию. Но нашим предприятиям нужны именно профессионалы. На Окской судоверфи для сварки корпусов используется труд китайских рабочих. Почему? Потому что сварщиков такого уровня у нас попросту нет. А таких, которые могут только болт к гайке приварить, у нас и своих достаточно. Зачем нам еще и приезжие? Поэтому по программе переселения мы отказываем примерно по 40% заявок. Основная причина — нет квалификации.
Положительный пример мы видим в Чебоксарах. Там построили медцентр европейского уровня и бросили по миру клич среди врачей, в свое время уехавших из СССР, вернуться на родину. Но для этих высококвалифицированных переселенцев построили городок с жильем и всей инфрастуктурой. И люди поехали из Америки, Германии, Израиля.

«Прием без задержек — дело далекого будущего»

- Владимир Михайлович, как вы оцениваете итоги эксперимента по оформлению загранпаспортов через Интернет? Созрели ли россияне и, в частности, нижегородцы для этого?

- Нижегородская область достаточно прогрессивный регион — мы находимся на шестом месте по поступающим заявлениям на оформление государственных услуг в электронном виде. И тем не менее, я не думаю, что за пределами Нижнего в каждом втором доме есть Интернет. Поэтому надо признать, что новая услуга востребована, в основном, молодежью, проживающей в крупных городах.
Безусловно, это нужное новшество. Я сам терпеть не могу очереди, а работа через Интернет предполагает, что их не будет. Но это дело далекого будущего.

- Почему так пессимистично?

Я объясню, почему. Сейчас каждое федеральное ведомство имеет административный регламент, где детально прописано, как мы должны работать, начиная с размера помещения и заканчивая тем, сколько времени человек должен простоять в очереди. Но эти требования будут исполняться нескоро. Почему? У нас на Автозаводе проживает около 350 тысяч человек. А теперь давайте посмотрим, в каком помещении там располагается ФМС. Да, я знаю, что там толкотня, как в трамвае, но не могу изменить ситуацию. В Нижегородской области принят закон, согласно которого федеральные структуры не имеют право получить помещение в безвозмездное пользование — только в аренду. А при нынешней финансовой ситуации в государстве, когда бюджет, в том числе, и миграционной службы урезан наполовину, о какой аренде может быть речь?
Недавно один гражданин пожаловался в прокуратуру на то, что мы не исполняем требования административного регламента и допускаем большое скопление людей в тесном помещении. Но пусть по этому поводу будет даже решение суда — как мы сможем его исполнить? Если помещений нет?
Заявки через Интернет — это хорошо в том плане, что мы заранее можем планировать свою работу. Сейчас, чтобы получить загранпаспорт, человек должен придти к нам дважды. При оформлении загранпаспорта старого образца через Интернет предполагается, что человек придет к нам один раз. И мы сможем максимально точно назначить ему время визита.

- Почему же для получения загранпаспортов людям приходится выстаивать огромные очереди?

- Очень трудно рассчитать время, которое будет затрачено на одного посетителя. Одни люди все схватывают на лету, другим требуется все растолковывать по 40-50 минут. А по регламенту на человека закладывается 10-15 минут. Поэтому, когда нам говорят: создайте электронную очередь, точнее назначьте время посещения, человек должен ждать не более 20 минут — мы отвечаем: согласны, но научите как это сделать.

- С очередями понятно, но почему на человека, иной раз выждавшего в очереди час-полтора, сотрудники еще и гавкают?

- Я всегда ругаю своих сотрудников, если они неучтиво и грубо разговаривают с посетителями. На меня это действует как красная тряпка на быка.

- Раньше в адресно-справочной службе на Рождественской можно было узнать адрес любого человека. Но несколько лет назад эту услугу отменили. Как же теперь искать нужных людей?

- Согласно закону об охране персональных данных, справочную информацию о человеке нельзя получить без его согласия. Поэтому, если нам поступает на кого-то запрос, мы обязаны известить человека и спросить его разрешения на выдачу этой информации. Эта услуга и сейчас оказывается, ее, кстати, можно получить и в электронном виде. Вы можете отправить нам через Единый портал государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru) заявку, и мы вам окажем эту услугу.

«Не хочешь учиться? Вот дверь»

- Владимир Михайлович, вы уже три года в этом кресле. По сравнению с другими вашими службами, эта скучнее или, наоборот, интереснее?

- Я почти 30 лет прослужил в армии офицером, и служба в армии чем-то схожа с моей нынешней работой. Есть поставленная задача — и ты обязан ее выполнить. Нет денег? Мала штатная численность? Можно жаловаться, а можно, собрав единомышленников, вместе подумать, как решить эту задачу.

- Кадровая проблема в Управлении существует?

- К сожалению, на сегодняшний день нет учебного заведения, которое готовило бы специалистов для работы в миграционной службе. Я как член коллегии ФМС России, могу сказать, что этот вопрос несколько раз обсуждался, но решение так и не было принято. Поэтому кадровая проблема есть. Некоторые специалисты, много лет проработавшие в паспортной системе, отстали от законодательства, а в последние 2-3 года оно очень сильно изменилось. Но не каждый хочет и может работать по-новому. У меня с такими разговор кототкий: не хочешь повышать профессиональный уровень — вот дверь. Стараюсь привлекать на работу молодежь, но при наших нынешних зарплатах очередь из желающих к нам не выстраивается. Даже в сельских районах наши зарплаты привлекают далеко не всех.

Цифирь

На 1 июня 2010 года на территории Нижегородской области временно проживают 33 733 иностранных гражданина и людей без гражданства. Постоянно по виду на жительство у нас проживают 1715 иностранцев.

Алло!

Телефон справочно-информационной службы УФМС по Нижегородской области — 299-91-91. Телефон доверия — 296-60-60.




Copyright © 2008-2016. Татьяна Кокина-Славина (Таня Танк). Все права защищены | Memory consumption: 2.5 Mb