2008 год <<

... А на левой стене профиль Сталина, а на правой – Мадонна в анфас

Писатель Эльвира Барякина создает оригинальные маски для души и на продажу.

Несколько лет назад нижегородка Эльвира Барякина закончила юрфак ННГУ и, проработав по специальности несколько скучных лет, круто переменила свою жизнь. Уехала жить в США, стала писать книги. Сейчас романы Барякиной охотно печатают и в России, и за рубежом.
Но, помимо интересной профессии, у Эльвиры есть и интересное хобби. Три года назад в сувенирной лавке Лас-Вегаса она увидела венецианские маски и загорелась идеей самой сотворить нечто подобное.
Сделала одну маску. Потом — вторую, третью… Увлечение затянуло. И вот итог — за три года мастерица создала около сорока масок — от крошечных, с ладошку величиной, до “нормальных”, по размеру лица. Тоже хотите попробовать? Сегодня Эльвира дает мастер-класс нашим творчески настроенным читателям.

С керамикой работать уже посложнее. К этому материалу Эльвира пришла так:
— Я увидела на интернет-аукционе объявление: "Я получила в наследство дом, а там на чердаке — сундук со старыми керамическими масками. Кому надо — продам за 25 долларов". Маски были в очень плохом состоянии — краска облупилась, плюмаж обветшал, и я начала их реставрировать. Вернее, удалила все старые украшения и краску, а потом создала собственный дизайн.
Мастера-профессионалы создают керамическую основу сами. Но это очень хлопотное занятие, требующее специальных навыков. Да и как обжечь глину в домашних условиях?
А вот папье-маше — это как раз домашний вариант, хотя и довольно затратный. На изготовление такой маски может уйти несколько дней. Но прежде нужно еще сделать форму, на которую впоследствии будешь наносить папье-маше. Эльвира обзавелась такой формой следующим образом:
— В магазине для поделок я купила готовую целлюлозную массу, гипс и поделочный пластик. Сама слепила из пластика модель маски, запекла в духовке, чтобы та затвердела, потом смазала ее вазелином, а сверху наложила гипсовый раствор. Когда гипс застыл, у меня получилась форма для изготовления папье-маше.
Дальше дело техники: развести в воде целлюлозную массу, плотным тонким слоем распределить ее по форме, а потом утрамбовать, чтобы внутренняя поверхность получилась гладкой.
Дальше маску нужно высушить. Эльвира предупреждает: ни в коем случае не вынимайте ее из формы, пока она полностью не высохнет! Иначе нос — а это место просыхает в последнюю очередь — может отвалиться. Сушить маску можно либо на солнце, либо в духовке на минимальном огне.
Дальше переходим к грунтовке. Наша задача — сделать маску идеально гладкой! Для этого надо сначала нанести тонкий слой грунта, потом мелкой шкуркой выровнять поверхность.
Затем маску нужно покрыть краской-аэрозолем и можно приступать к самому интересному — декорированию.

В ход идут и блестки, и виноград

— В качестве украшений я использую все, что угодно: искусственные цветы и листья, обрезки атласа и бархата, старую бижутерию, ленты, проволоку, перья, красивые пуговицы, — рассказывает Эльвира. — Их я прикрепляю к маске с помощью супер-клея. Вообще, в качестве декора я перепробовала множество материалов — начиная от дешевых блесток и стразов и заканчивая дорогостоящими красками, которые трескаются а-ля старинный фарфор.
Было у меня и несколько интересных находок, — продолжает мастерица. — В Америке часто устраивают распродажи имущества. Например, кто-то переезжает в другой город, и дает объявление: мол, продаю ненужное. Или человек умирает, и родственники избавляются от его вещей. На таких распродажах можно найти старинную бижутерию и всякие любопытные штуковины, которые очень хорошо смотрятся на масках.
Но особенно Эльвире понравилось делать маски из… фруктов. На основу из папье-маше она наклеивает искусственный виноград или другие плоды. Такие маски — идеальное украшение для кухни.
Необычный материал для декора — старинные открытки с городскими пейзажами. Сами по себе они довольно невзрачны, но если из них вырезать кокошник, покрыть лаком, а края украсить завитками из растопленного пластика, который потом покрасить под бронзу, то получится очень красиво.

???

Последний этап — всю эту красоту надежно закрепить. Чтобы краски не тускнели, а все приклеенное хорошо держалось, Эльвира покрывает всю маску тонким слоем лака. Очень удобно это делать с помощью лака-аэрозоля.
С техникой более-менее понятно. А где начинающему мастеру набраться идей? Наш эксперт советует: в Интернете. Именно там Эльвира собрала коллекцию изображений масок. Там же, кстати, можно найти довольно подобные мастер-классы по их изготовлению, где дотошно расписаны все детали.
Иногда интересную идею можно подсмотреть у других, и это не будет плагиат, потому что, в конце концов, все равно все получится по-своему, — рассказывает Эльвира. — Но чаще всего я исхожу из материалов, имеющихся под рукой. Когда появляется кое-какой навык, материал начинаешь "чувствовать". Еще не работала с ним, а уже знаешь, что из него может получиться, как это будет держаться и смотреться.
Какие трудности могут поджидать новичка?
— Я забывала заранее просверлить отверстия для ленточек, и потом маску было не на чем крепить, — перечисляет свои промахи Эльвира. — Пробовала использовать электрическую шлифовалку —— чтобы побыстрее выровнять поверхность. В результате не рассчитала силу нажима и сломала маску.
Были недосушенные варианты, у которых отваливались носы. Однажды я закупила через Интернет целую партию пластиковых масок, а потом оказалось, что они слишком хлипкие и не держат тяжелых украшений. Такие маски годились только для того, чтобы раскрашивать их фломастерами.

Кому-то нравится президент, а кому-то — Квазимодо

Кстати, искусные масочники неплохо зарабатывают на своем хобби. Например, в Италии есть целая гильдия мастеров, которые делают маски исключительно на продажу. Иной раз они стоят очень дорого. Например, украшенные настоящими эмалями или филигранью. В домашних условиях такие шедевры, конечно, не создать.
Многие художники продают маски через интернет. Причем, каждый мастер работает в своем направлении. Одни специализируются на масках президентов, другие тиражируют лики Годзиллы, третьи работают с клоунской маской, четвертые — с кожаной… Есть даже такие, кто создает готическую, подчеркнуто уродливую маску. Некоторые готовы отвалить круглую сумму за жуткое лицо со шрамами и клыками.
Кстати, из сорока масок, созданных Эльвирой, себе она оставила только две. Многие раздарила знакомым. А на некоторые нашла покупателей.
— Одна из галерей в Лонг-Биче в Калифорнии устроила выставку моих масок, — рассказывает Эльвира. — Там многое и продалось. Но, даже если вам не удастся продать свои шедевры, они станут интересным украшением вашего интерьера. И не только домашнего! Сейчас модно декорировать масками витрины магазинов, фойе салонов красоты, театров, турфирм. Кроме того, легкие маски можно носить — на те же карнавалы или балы, если таковые, конечно, случатся в вашей жизни.
И, конечно, маска — это прекрасный сувенир.
— Это символ карнавала, которыми так славятся Венеция, Рио-де-Жанейро и Нью-Орлеан. Поэтому В Италии, Бразилии и американском штате Луизиана маски — это одни из самых востребованных сувениров, — говорит Эльвира.




Copyright © 2008-2016. Татьяна Кокина-Славина (Таня Танк). Все права защищены | Memory consumption: 2.5 Mb