2008 год <<

Елена Михалкова: «За комплимент Акунина отдам весь гонорар!»

Восходящей звезде детектива не дают кушать булочку с изюмом
Восходящая звезда издательства «Эксмо» Елена Михалкова несколько лет назад закончила юрфак нашего ННГУ. Однако чем дольше она работала по специальности, тем сильнее понимала: не тем занимается, не тем! «Спасение» пришло в виде звонка из издательства «Эксмо». Оказывается, Ленина мама втайне от дочери отправила в Москву один из детективов, которые Елена писала на досуге - исключительно для развлечения домашних! И вот уже два года как Михалкова не юрист, а популярная детективщица, автор четырех опубликованных романов, тремя из которых уже заинтересовались киношники.

«Хочешь быть звездой – не звезди»

- Елена, уже дождались похвалы кого-то из "великих"?

- Борис Акунин назвал мои книги «качественной работой», и для меня его слова значат, пожалуй, больше, чем весь гонорар, полученный за книжку (улыбается).

- Не боитесь перекормить своими детективами читателя? Ведь их сейчас издается великое множество...

- Не боюсь. Отторгают то, что навязывается. Можно выключить передачу по телевизору, в которой изо дня в день демонстрируются сцены насилия. Можно выключить радио, по которому крутят одни и те же надоевшие песни. Но книга не навязывает себя никому. Не хочет читатель покупать детектив – купит фантастику. Не хочет фантастику – купит сборник поэзии. Книжка не кричит в ухо, не размахивает руками, не подкрадывается из-за угла с вкрадчивыми предложениями «купите меня - не пожалеете». Она просто стоит и ждет своего читателя.

- Сейчас ваше издательство активно вас раскручивает. Что начинающему писателю нужно предпринять для того, чтобы из него захотели сделать звезду?

- Нужно быть адекватным в общении. Не стоит приходить в издательство с выражением на лице «я исключительно талантлив и жду, что мне будут говорить об этом каждые пять минут». Кроме того, нужно быть готовым к тому, что придется много работать. И к тому, что у издательства могут быть свои намерения в отношении автора, не совсем совпадающие с тем, чего хочет он сам.
Скажем, автор хочет сидеть дома в тишине и кушать булочку с изюмом, однако по замыслу редакции ему нужно участвовать в каких-то мероприятиях: встречах с читателями, записи на телевидении. Например, в мои обязанности входит появляться в разных телепередачах, хотя, скажу откровенно, это не то, что я люблю делать больше всего на свете.

- На интернет-форуме «Эксмо» начинающие писатели делятся переживаниями: вал рукописей столь огромен, что редакторы их просто не читают! И будто бы рынок перенасыщен, и издательствам уже не нужны новые имена, новые рукописи. Как на самом деле?

- Люди любят придумывать оправдание своему ничегонеделанию, и одним из таких оправданий является установка «у меня все равно не возьмут рукопись, потому что в издательстве их никто не читает». Я знаю, что в «Эксмо» читают все рукописи. Да, их могут читать долго, но их читают. Важно заинтересовать редактора с первых страниц – стилем, слогом, сюжетом, неважно чем. Чтобы он не отложил рукопись к первой сотне прочитанных, а прочитал хотя бы до середины, а еще лучше – до конца.

«Я бы не отказалась от парочки негров»

- Рассказывают, будто бы топовых писателей издатель обязывает выдавать по книге чуть ли не каждые два месяца. Правда?

- У меня в контракте прописан срок, отведенный на каждую рукопись. Но фокус в том, что заставить меня ускорить процесс написания книги, если я не хочу, невозможно. Нет идеи – не с чем работать, а, значит, не будет и рукописи. Так что в определенной мере этот срок является настойчивым пожеланием издательства автору, и не более того.

- А правда ли, что одно звездное имя поддерживает некая кучка так называемых литературных негров, которые и пишут за человека, чье имя мы видим на обложках книг?

- За себя я могу сказать следующее: я бы, может, и рада была поэксплуатировать парочку-другую негров, но, видимо, их плантации располагаются где-то далеко от моего дома.

- Вы ждете вдохновения или просто садитесь за стол и работаете?

- Я считаю, что озарений ждать не нужно. Писательство – это процентов на восемьдесят ремесло. Конечно, мне бывает очень сложно заставить себя сесть за компьютер. Поэтому я использую какой-нибудь допинг вроде зеленого чая или нешуточную приманку – например, прячу за компьютером пару штук сладкой кураги. Тянусь за курагой, по инерции включаю компьютер – и все: деваться некуда, надо работать.

- Наверно, когда вы пишете, домашние на цыпочках ходят?

- У меня есть основное требование – отсутствие громких раздражающих звуков в комнате, где я пишу. Поскольку это кухня, то особых проблем, как правило, не возникает. Может, мышь поскребется… Таракан пробежит… А так все тихо, если не считать дружного хора оголодавшей семьи перед ужином. Так что домашние на цыпочках не ходят.

- Многие и журналистки, и писательницы жалуются, что их произведения читают все кто угодно, но только не собственные мужья. А ваш как?

- Мой муж – первый, кто читает готовую рукопись.

- Как у вас складываются отношения со звездами «Эксмо» - Донцовой, Устиновой? Не чувствуете ли с их стороны какой-то настороженности, холода? Вообще, насколько развито соперничество между звездами одного издательства? Говорят, писательский мир - настоящий серпентарий...

- Я не знакома ни с кем из них. Но мне кажется нелепым предполагать соперничество между авторами. Каждый из них, становясь известным, занимает свою собственную нишу. Так за что же можно друг с другом бороться? За внимание читателя? Но читатель будет покупать книги любимого им писателя Фурыськина независимо от того, стоит ли рядом с ним на полке другой его любимый писатель, Кошёлкин. Я бы сказала, что любовь к рыбе вовсе не отменяет любви к мороженому, и странно было бы предположить, что мороженое и рыба будут конкурировать между собой.
Если продолжать кулинарные ассоциации, то можно взять более близкие друг к другу сыр и ветчину. Ну и что же? В субботу утром читатель съедает бутерброд с сыром, в воскресенье – с ветчиной, и все чувствуют себя прекрасно.

«Я провинциалка, и горжусь этим»

- Своих героев вы выдумываете или списываете с реальных людей?

- Частично выдумываю, частично списываю. Евгения Генриховна Гольц, персонаж из книги «Знак истинного пути», имеет свой прототип, который, надеюсь, никогда себя не узнает. Есть люди, характерных черт которых хватило бы на нескольких героев с избытком, и я этим бессовестно пользуюсь, деля их на две, три, а то и на четыре части.

- Кто-то себя узнавал?

- Как-то я начала списывать героиню с одной своей знакомой, заводчицы маленьких японских хинов. Я перетащила в книжку ее внешность, любовь к собакам, пару словечек, но затем мне стало неинтересно заниматься копированием, и все остальное у этого персонажа я просто-напросто выдумала – характер, биографию… да всё! И, конечно, выдумка не имела никакого отношения к моей знакомой. Однако, прочитав книгу и узнав себя по описанию, знакомая страшно обиделась. Мне пришлось долго и старательно объяснять, что авторский вымысел никто не отменял, что это вовсе не она описана в книжке, и я не в коем случае не считаю ее той глупой и скучной теткой, которая выведена в детективе под ее внешностью. Но мне кажется, она так до конца и не поверила…

- Елена, вас нет ни на «Одноклассниках», ни «В контакте». Как вы устояли от этой эпидемии?

- Так получилось, что меня миновало коллективное помешательство под названием «Одноклассники. ру». С теми людьми, с которыми мне хотелось бы общаться, я общаюсь и без «одноклассников». Я вообще считаю себя достаточно закрытым человеком, и потому не вижу ни одной причины, по которой мне стоит выкладывать в Интернет собственную биографию, описание моей семьи и прочие подробности.

- Вы сейчас живете в Нижнем или в Москве?

- Я родилась и выросла в Нижнем, но сейчас живу в Москве. Временно или постоянно – пока не знаю. Я люблю Нижний, с большим удовольствием считаю себя провинциалкой, хотя, приезжая в Нижний, каждый раз нахожу все меньше и меньше от того города, который я люблю. Для меня это грустная тема: исчезают улицы, по которым мы гуляли с дедушкой, портятся парки, в которых мы играли детьми… На Покровку навели лоск, а в двух шагах от нее остался грязный, запущенный скверик на Черном пруду. Радует только то, что прекрасный вид с Волжского откоса не испортить никакими застройками. Во всяком случае, очень хочется на это надеяться.

Досье «НР»

Елене Михалковой 29 лет. Нижегородка, сейчас живет в Москве. Окончила юрфак ННГУ, работала юристом, затем помощником следователя в РОВД. Опубликовала шесть романов: «Знак истинного пути», «Время собирать камни», «Дом одиноких сердец», «Темная сторона души», «Остров сбывшейся мечты» и вышедший в мягкой обложке новый роман «Жизнь под чужим солнцем». Замужем, воспитывает дочь и кота. Любит собак, вязать яркие платья для дочери, субботними вечерами печет пирожки с капустой.




Copyright © 2008-2016. Татьяна Кокина-Славина (Таня Танк). Все права защищены | Memory consumption: 2.5 Mb