2006 год <<

Доктор Борменталь: «Меня позвали в судмедэксперты»

В новом криминальном сериале Борис Плотников будет вскрывать трупы и устраивать опознания.

Зрители полюбили его за роль доктора Борменталя, ассистента профессора Преображенского (Евгения Евстигнеева), в фильме «Собачье сердце», Интересно, что Борменталя Борис Плотников... не играл. Он такой и есть на самом деле. преданный ученик, заступник слабых, доброжелательный, эрудированный собеседник, но... в некоторых вопросах исключительно принципиальный! Недавно Борис Григорьевич привозил в Нижний свою сольную программу «Альбом есть дневник души». В последние годы 57-летний актер увлекся романсами – причем не только поет их, но и азартно разыскивает по всевозможным библиотекам, фондам, архивам. И такое, бывает, находит!

«Евстигнеев и в жизни был для меня профессором»

- Борис Григорьевич, Фаина Раневская, фразу, которой «Муля, не нервируй меня» потом подхватил весь народ, говорила: «У каждого из нас есть своя Муля». Ваша «Муля» - это, без сомнения, доктор Борменталь. Расскажите, пожалуйста, как вам работалось на съемочной площадке «Собачьего сердца» с нашим великим земляком Евгением Евстигнеевым?

- Есть великие люди, которые даже после небольшого общения с ними оставляют в душе воспоминания на всю жизнь. Евгений Евстигнеев – из таких. Мне посчастливилось тесно общаться с ним полгода – весной и летом 1988 года. Его магическое воздействие на окружающих не поддается описанию. Он великий. Это факт, и все.

- Как строились ваши отношения? Как у ученика и учителя или все-таки как у полноправных, равноценных партнеров?

- Евгений Александрович был очень демократичный, общительный, простой. Всегда подсказывал нам, что в той или иной сцене можно «заварить». Безусловно, он был лидером, но лидером партнерским, Что большая редкость.
Он, конечно, утверждал, что мы партнеры. Но все мы понимали, что это не так. Как в фильме, так и в жизни я был его учеником, а он моим профессором. Но это была упоительная, благодатная зависимость.
Только спустя годы я понял,что этот человек ненавязчиво, без каких-либо поучений и замечаний научил меня очень многому.

- После «Собачьего сердца» ваши дороги разошлись?

- Да, именно так. Понимаете, Евстигнеев был мегазвездой, у него была масса самых разнообразных интересов и знакомств. Общение со мной было просто одним из эпизодов его сверхнасыщенной жизни.

- А каким вам показался Владимир Толоконников, исполнитель роли Шарикова?

- У Владимира это была первая большая роль в кино. И в этой роли он себя искал и лепил, хотя уже был взрослым, состоявшимся человеком с большим опытом работы в театре. Толоконников был необыкновенно наивным, добрым, чистым. И все эти свои качества он использовал, играя Шарикова.

Антон Дельвиг – первый русский бард

- Расскажите о вашем нестандартном увлечении. Почему вы начали петь романсы? Как давно это началось?

- Романсы пою уже лет 40 – с тех пор как учился на филфаке Свердловского университета. Правда, все эти годы я не выходил с романсами на сцену – они были для меня лишь подспорьем, что-то вроде тренировки голоса и актерского мастерства.

- Почему все-таки вышли на сцену?

- Когда в 1999 году страна отмечала юбилей Пушкина, мне очень захотелось сделать что-то свое. Марина Цветаева говорила: «Мой Пушкин», Фаина Раневская повторяла: «Мой Пушкин». Вот и мне захотелось показать «своего» Пушкина.
Я подумал, что хорошо бы прочитать альбомы пушкинского времени. Помните: «Конечно, вы не раз видали уездной барышни альбом,что все подружки измарали...» Пошел в библиотеки, архивы. Оказалось, что этих альбомов осталось всего-то 150. Но именно в них можно почувствовать пульс того времени, где рядом с великими именами – Пушкина,Баратынского – стоят имена рядовых помещиков, военных...

- Вы провели в архивах несколько лет. Наверняка сделали удивительные открытия...

- Находок было не мало. Например, я нашел на страницах одного альбома выдающиеся рисунки Льва Толстого. Вы знали, что он рисовал? Разыскал я и уникальные романсы Антона Дельвига «Русские песни». В своей петербургской квартире Дельвиг часто садился за рояль и пел «приличным голосом» романсы собственного сочинения. И вот я нашел маленький серый, блеклый листочек, на котором была написана песня на слова и музыку барона Дельвига. Получается, он был одним из первых русских бардов.

От Безрукова идут солнечные лучи

- Давайте поговорим о наших нижегородских, а теперь уже всероссийских звездах – Наталье Бочкаревой, Ирине Пеговой, Сергее Безрукове. Вы же с ними в некоторых спектаклях вместе играете?

- А Безруков разве тоже ваш? Я всегда считал, что он москвич.

Но все летние каникулы в детстве он проводил у своей бабушки в Лыскове, так что мы его уже своим считаем...

Интересно... Главное в актерской работе Сергея Безрукова – это солнечные лучи его индивидуальности. Его талант не стоит на месте, а постоянно развивается . Самоотдача у него огромная. Я мог это оценить, поскольку играю с ним в двух спектаклях - «Прощайте и рукоплещите» и «Похождение». Кстати, в декабре эту постановку привезут в Нижний Новгород.
С Ирой Пеговой я работал в спектакле «Дядя Ваня», она там играет Соню. Кстати, именно за эту роль она удостоена премии «Золотая маска». Ира – поразительная драматическая актриса, тонко чувствующая роль. Сейчас она временно не играет (Пегова находится в декретном отпуске. - Авт.), но мы часто видим ее в зрительном зале...
Наталья Бочкарева прекрасно работала во МХАТе, а теперь в кино снимается очень активно (популярный сериал «Счастливы вместе» на ТНТ. - Авт.). У нее редкий, очень красивый низкий голос, которым она виртуозно владеет.

- По поводу сериалов. Вы же тоже только что закончили сниматься в многосерийном фильме «Эксперты»

Откуда вы знаете?! Да, совсем недавно завершили съемки, в новом году «Экспертов» увидят все российские телезрители. По какому каналу – пока не знаю.
... Знаете, во Владимире живет удивительный судебно-медицинский эксперт Марк Айзекович Фурман. И он написал несколько рассказов из своей жизни. Они то и легли в основу сериала «Эксперты». Когда мне предложили сняться в этом фильме, я съездил к Фурману во Владимир и постарался вникнуть в тонкости его дела. Ведь в сериале я играю его, судмедэксперта. Там у меня будут и вскрытия, и опознания, и работа с трупами. Видите, Борменталем дело не ограничилось, я продолжаю медицинскую линию.

«Больших денег у меня не будет никогда»

- Некоторые актеры говорят, что в сериалах сниматься – это ниже их достоинства, что это, мол, халтурка, а не творчество. Особенно часто мы это слышим от актеров старой закалки. У вас, видимо, другое мнение на этот счет?

- Я раньше тоже так считал. А сейчас думаю так: анекдот тоже можно показать пошло и мерзко, а можно – со вкусом. Можно назвать «Экспертов» сериалом, а можно – и многосерийным фильмом. В моем понимании сериал – это все-таки нечто другое. В сериале актер входит в кадр, еще не зная, чем вся история закончится. Ведь когда снимается пятая серия, сотая может быть еще даже не написана.
В «Экспертах» же у нас есть возможность прочитать сценарий, выучить роль. Однако сроки очень поджимают. Например, за пять съемочных дней надо снять целую серию. Это настоящая гонка.

- Но вам она по силам?

- Нет, работать по 12 часов в день тяжело и морально, и физически. Чтобы восстановиться после такого, нужно немало времени.

- Но тогда зачем вам это? Интересует материальная сторона?

- Материальная сторона интересует всех и всегда. Когда за любимое дело еще и получаешь деньги, то это прекрасно. Конечно, больших денег у меня не было и не будет никогда, но какие-то сбережения есть.

«О личной жизни - ни полслова»

- Борис Григорьевич, долго искала, но ни полслова не нашла о вашей личной жизни...

- И не найдете. Кто-то об этом свободно рассказывает. Но не я.

- Чем вы любите заняться на досуге? Рыбалка, охота, путешествия, коллекционирование?

- Нет, ничем подобным я не занимаюсь. Можно сказать, я в этом отношении белая ворона.

- Через три года вы достигните официального пенсионного возраста. Как планируете дальше строить свою жизнь?

- Пока не знаю. Жизнь непредсказуема. Будут роли, будут предложения – конечно, буду работать. Наша профессия такова, что не мы выбираем, а нас выбирают. Моя актерская индивидуальность должна производить впечатление на режиссеров и на публику. Пока это есть – я работаю.

- А вот объясните мне такой феномен. У нас в газете есть рубрика «Кумиры прошлых лет», где мы рассказываем о судьбах народных любимцев. И вот что удивляет – почему-то практически через одного все эти баловни судьбы спиваются. И объяснение вроде бы есть – обидели художника, не дали роль, не пригласили в фильм. Но ведь не только у актеров бывают простои в карьере, почему же именно они так подвержены дурным наклонностям?

- Осуждать этих актеров я не берусь, поскольку сам знаю: нехватка ролей – это вакуум,который необходимо чем-то заполнять. И разные люди делают это по разному. За долгие годы актерской работы нервная система настолько истончается, что любое негативное воздействие может привести к трагическим последствиям. Осуждать таких людей нельзя. Актерская профессия требует внимания – возможно, больше,чем многие другие.
Кроме того, я заметил такую тенденцию. Есть актеры молодых ролей, которые, как выходят из этого возраста, «взрослых» ролей не получают. А у других – наоборот. В зрелом возрасте они очень ярко себя проявляют, и на них появляется спрос.
А насчет того, что актеры пьют больше других,- это миф. Просто мы всегда на виду. На самом деле срывы могут быть у представителей любых профессий.

- Борис Григорьевич, давно вы у себя на родине не были?

- Летом был. Я там каждый год бываю.

- Родители у вас живы?

- Папа. Мамы уже год как нет...

Досье «НР»

Борис Григорьевич Плотников родился 2 апреля 1949 года в городке Невьянске Свердловской области. Закончил филфак Уральского госуниверситета и Свердловское театральное училище.
Сейчас играет в театре-студии Олега Табакова и во МХАТе им. Чехова. Снялся в фильмах «Восхождение», «Холодное лето 53-го», «Собачье сердце», «Империя под ударом». Народный артист России.




Copyright © 2008-2016. Татьяна Кокина-Славина (Таня Танк). Все права защищены | Memory consumption: 2.5 Mb