2004 год <<

Евгений Естигнеев отхлестал Панкратова-Черного из-за голой циркачки

На недавно прошедшем в Нижнем Новгороде вечере памяти народного артиста Евгения Евстигнеева, его однокашник по Нижегородскому театральному училищу, актер Александр Панкратов-Черный рассказал несколько пикантных эпизодов из жизни своего старшего коллеги.

Подглядывал в щелочку - Когда я поступал в горьковское театральное, увидел, что в городе много длинноволосых парней. Тогда модно было - под "Битлз", - рассказал Панкратов-Черный. - И я все лето у себя дома в Сибири отращивал длинные волосы. И вот Евстигнеев - актер театра "Современник" - приезжает в Нижний навестить маму и, конечно, пообщаться со студентами. Я раньше всех пришел в актовый зал, занял место в первом ряду. Но директор училища, увидев мои патлы, безжалостно выгнал меня вон. И все три часа, пока шла встреча, я подглядывал в щелочку и рыдал. А когда встреча закончилась, Евгения Александровича обступили студенты. Прорвался и я. Всхлипывая, сказал: "Простите меня, что пришел такой длинноволосый на ваше выступление". "Как тебя зовут?" "Шура Панкратов". "Ты думаешь, Шура, директор тебя за длинные волосы выгнал? Нет, не за это. А за контраст" -, и Евстигнеев показал на свою голову.

Костюмчик для "авторитета"

Евстигнеев очень тщательно относился к подбору костюма. Вот случай. В "???" у него была небольшая роль. И вот прибегает к Шахназарову художник по костюмам и взволнованно говорит: "Я понимаю, Евгений Александрович народный артист, но все-таки - чего это он так выкобенивается? Всего в одном эпизоде снимается, а говорит - шейте костюм! У нас такая костюмерная на Мосфильме, а он отказывается". Шахназаров говорит: "Раз Евстигнеев говорит - значит, надо шить". Потом уже я спросил Евстигнеева, почему он не удовлетворился готовым костюмом. И вот какой монолог он мне выдал: "Авторитет, который "держит" всю Одессу, не будет надевать ширпотреб! У него должен быть индивидуальный пошив! Мне, вору в законе, предлагают одеться из "подбора" "Мосфильма"!" Я подумал, он шутит. На самом деле, он говорил на полном серьезе.
По его заказу был и костюмчик, и девочка. Та самая, которая молча сидела рядом. Он сам актрису на эту роль выбирал. Просмотрел фотографии, выбрал одну: "Вот эта мне нравится... Но мне ее обязательно надо увидеть перед съемками". "Зачем?" "Надо, и все". Когда актриса явилась, он ее внимательно всю обсмотрел и вдруг... схватил за шею. И только после этого сказал: "Нормально, подойдет". Все в недоумении: "Что это вы, Евгений Александрович, девушку за шею хватаете?" Оказалось, в том эпизоде герой Евстигнеева так же хватает свою подружку. И вот он примерялся к актрисиной шейке, чтобы натуральнее сыграть.

Секретный сейф Юрия Никулина

- "Зимний вечер в Гаграх" снимали в цирке у Юрия Никулина, с которым Евстигнеев очень дружил. А в это время Егор Кузьмич Лигачев издал приказ о сухом законе. А у Никулина в кабинете стоял огромный сейф. Он до сих пор стоит и будет стоять, даже если цирк сгорит. В сейфе - коньяки, вина, водки... Сам Никулин был человеком малопьющим, поэтому все презенты, что ему приносили, складывал в сейф. И когда мы с Евстигнеевым приходили на съемки в цирк - частенько с похмелья, Евгений Александрович тихо мне говорил: "К Юре, к Юре в кабинет". Шахназаров кричит: "Куда?" А мы: "Да не знаем, Никулин в кабинет к себе вызывает зачем-то". Приходим в Никулину. Евстигнеев говорит: "Опохмелиться бы". "Тебе?" - говорит Никулин. "Мне?! Да ты что! Я - мастер, профессионал. А он - начинающий артист. Вот ему. Но он еще пить не умеет, да и волнуется - видишь, руки трясутся. Дай я ему покажу, как надо". Наливает коньячок и выпивает. "Ну, а теперь повтори". Наливает уже две рюмки, и мы выпиваем вместе.

Обломил Евстигнееву "последний раз"

- На съемках того же фильма была и такая история. Спускаемся мы с Евстигнеевым к манежу и видим: в одной из гримерок перед зеркалом вертится такая сисястенькая, с попочкой девочка. В одних трусиках. Евстигнеев - сразу в гримерку, я - за ним. Надо сказать, женщины его обожали. В любви это был поэт. Он такое мог даме сказать, так обоготворить ее...Соперничать с Евстигнеевым в дамском обществе не мог никто. И вот он уже вовсю разговаривает с этой девочкой, как вдруг подхожу я, беру ее под локоток и снисходительно-шутливо говорю Евстигнееву: "Ладно, ладно, Евгений Александрович, в вашем-то возрасте!.." И увожу ее. И вот снимаем сцену, когда он должен бить меня по щекам и кричать: "Нет, ты будешь танцевать,
ты должен танцевать!" И он заряжает мне такую пощечину, что у меня башка чуть не отлетает. А до этого репетировали - все нормально было, он бьет - я отмахиваюсь, как на съемках принято. И тут - такая затрещина! Я ему говорю: "Евгений Алексанедрович, зачем вы меня так?!" Он: "Извини, это от "зажима". Сейчас постараюсь расслабиться". А Шахназаров кричит уже: "Дубль два!" И он опять - хлесь меня по щеке! У меня в голове уже шумит, на глазах слезы, кровь из носа пошла... А Евстигнеев опять: "Прости, "зажим". Шахназаров: "Третий дубль!" Я говорю: "Ну, если сейчас третий дубль будет с "зажимом", то жди сдачи". Но Шахназаров говорит: "Нет, не будем третий дубль делать, второй очень хороший".
...И вот вечером стою у входа, жду съемочный автомобиль. Около меня останавливается черный "Опель", из окна выглядывает Евстигнеев: "Садись, подвезу". "Да нет, я подожду машину". "Ладно, ладно, садись". Сел. Сижу, молчу. Евстигнеев мне: "Обиделся?" Я молчу. А он: "Вижу, что обиделся. А зря. Я прав. Никогда не убивай прекрасное, особенно надежду на что-то романтическое у тех людей, у которых уже все позади. У тея еще сколько впереди, а у меня, может, в последний раз..."

Сорвал спектакль в "Современнике"

- Однажды Евстигнеев практически сорвал спектакль в театре "Современник". Они только что развелись с Галиной Волчек, и отношения у них были натянутые. И вот в театре собрание. Евстигнеев выступает с пламенной речью: требует от молодых актеров, чтобы те соблюдали дисциплину. Его возмутил один артист, который не захотел выходить на сцену в составе массовки. И тут Галина Борисовна - главный режиссер театра - говорит: "Отлично. У нас заболел актер, который играет старика. Спектакль завтра. Выходите, Евгений Александрович" . "Кто? Я?!" - возмутился Евстигнеев, но отказаться после своей речи не посмел. А роль старика была бессловессная, от него требовалось только сидеть на табуретке у патефона. Разозленный, Евстигнеев ушел.
И вот - спектакль, серьезная сцена - объяснение молодых людей. А зал ржет! Ржет над Евстигнеевым! Он спокойно сел на табуреточку, поставил пластинку... И все время объяснения героев крутил головой, делая вид, что пытается прочесть, что написано на пластинке!

Справка

Евгений Евстигнеев (09.10.1926 - 04.03.1992) - народный артист России. Начинал слесарем на нижегородском заводе "Красная Этна". Известные роли - Профессор Плейшнер ("17 мгновений весны"), Профессор Преображенский ("Собачье сердце"), вор в законе Ручечник ("Место встречи изменить нельзя"), Беглов ("Зимний вечер в Гаграх"). Был трижды женат - на Галине Волчек (сын Денис), Лилии Журкиной (дочь Маша), Ирине Цивиной. Перенес несколько инфарктов. Скончался в зарубежной клинике за день до операции.




Copyright © 2008-2016. Татьяна Кокина-Славина (Таня Танк). Все права защищены | Memory consumption: 2.5 Mb