2002 год <<

Ректор Нижегородского педагогического университета Виктор Глуздов: «Коньяк с Лебедевым не пил»

Найдется ли на всякого скинхэда свой Макаренко?

Конечно, молодежь 20-х годов прошлого века, когда творил Макаренко, отличается от молодежи начала ХХI века. Но разница эта не так уж и значительна. По большому счету, человек не изменился не только за последние 100 лет, но и за последнее тысячелетие, Самое главное остается неизменным — в каждом человеке намешано и плохого, и хорошего. Что делать современным педагогам? Нужно попробовать взять те идеи и применить их к сегодняшним реалиям. Дабы не быть голословным, приведу пример. Есть такие скинхэды («бритоголовые» - члены молодежной группировки. - Т.С.) И вот сегодня утром по телевизору показали сюжет откуда-то из Подмосковья: на местных скинхэдов каким-то образом вышел руководитель одного из домов культуры, чем-то их увлек, привлек... И вот картинка: скинхэды моют памятник, убирают территорию... Что это, не Макаренко? - начал нашу беседу Виктор Андреевич.

«Мою «двойку» надо заслужить»

- Интересно, а у вас как у педагога случались в жизни такие ситуации, когда вам катастрофически не хватало ваших знаний? Когда вы не знали, что делать?

- Не дай Бог поймать себя на такой гнусной мысли, что я уже все знаю и умею. Если эта мысль тебя посетит — все, надо заканчивать работу и идти на покой. Наоборот, выходя к студентам, я зачастую ловлю себя на том, что доказываю теорему или излагаю какой-то сюжет из философии образования не так хорошо, как мог бы... Прихожу после лекции, вновь открываю книгу, читаю, развиваюсь...
...В молодости мне были свойственны резкие движения. Никто их не избежал, и я — не исключение. Было у меня предубеждение: как же так, я закончил педвуз, аспирантуру, а здесь — какие-то зеленые студенты. И я надувал зоб, напускал на себя командирский вид и чувствовал — что-то не получается. А еще на заре своей преподавательской юности мне ничего не стоило из двадцати пяти студентов двадцати поставить «двойки». И только потом ко пришло осознание того, что наставить двоек — это едва ли не самое простое... Сейчас я себе даже думать об этом не позволяю.

- В смысле, вообще «двоек» не ставите?

- «Двоек» не ставить нельзя. Но я делаю все возможное для того, чтобы «вытащить» из человека все его знания и убедиться: да, это именно тот случай, когда кроме оценки «неудовлетворительно», ничего поставить нельзя.

«Нами всегда руководят женщины»

- Макаренко, Ушинский, Сухомлинский, Песталоцци, Коменский — история сохранила много имен выдающихся мужчин-педагогов. Парадокс, ведь, казалось бы, самой природой именно женщине предназначено быть лучшей воспитательницей...

- Наверно, дело здесь вот в чем. Мужское начало исторически было преобладающим — это было связано с властью и военными действиями. Эти виды деятельности требовали выдержки, физической силы. Поэтому на первые роли выдвинулись мужчины. Но то что в образовании роль женщин принижена — это совсем не так. Женщина берет если не персональными какими-то достижениями, то массовыми. И в системе образования, и в системе здравоохранения обстоятельства таковы, что без женщин там все давно бы развалилось. Мужики только думают, что они самые главные и всем руководят. Руководят нами всегда, в том числе и на работе, женщины. И в педагогике хоть и звучат имена Макаренко и Песталоцци, на великие достижения их подвигали все-таки женщины.

- Говорят, что за успехом каждого мужчины стоит самопожертвование его жены.

- Именно вот так у меня в семье и обстоят дела. Жена — государственная служащая в одной из проверяющих организаций. Будучи другой профессии, она всегда удивительно тонко улавливала мои идеи, метания, понимала мои ошибки и во всем меня поддерживала. И единство наших взглядов , я думаю, сказалось в том, что дочь пошла по моим стопам в профессии — закончила педвуз по специальности «психолог», сейчас заканчивает аспирантуру. А сын пошел по моим стопам в специальности — закончил факультет вычислительной математики и кибернетики классического университета. Так что, видите, оба яблочка недалеко от яблоньки упали. Сыну сейчас 30 лет, дочери — 26.

- Вы уже, наверно, дедушка?

- У меня два внука — 4,5 и 6 лет. Это самые настоящие «рэкетиры» и оторви-головы. Видимо, в этом возрасте пацаны другими и быть не могут. А поскольку мой сын программист, то старший внук уже свободно обращается с компьютером. В отличие от меня, который освоил его уже почти в 50 лет. Каждый день я разговариваю с пацанами по телефону, а раз в неделю мы с женой берем их к себе домой. Души в них, разумеется, не чаем. Ждем не дождемся, когда наступят теплые дни — повезем их в деревню.

«Отличником мэр не был»

- Когда не так давно второе высшее образование в педуниверситете получил мэр Нижнего Новгорода Юрий Лебедев, мы с коллегами подшучивали по этому поводу: неужели Юрий Исакович, как и все студенты, ходил на лекции, готовился к экзаменам, тащил билеты? А, может, просто время от времени приходил в кабинет к ректору и пил с ним коньячок?

- Давайте я просто расскажу, как это было. Юрий Исакович Лебедев учился в нашем пединституте еще в начале 70-х годов. Думаю, он выбрал этот вуз не случайно — у него мама учительница. Видимо, по собственному желанию где-то в 1973-74 году он из института отчислился. Отслужил в армии, окончил высшую партийную школу. Почему, будучи мэром, он решил закончить начатое здесь когда-то образование? У меня свое мнение по этому поводу. По-видимому, Юрий Исакович понял одну вещь: работая руководителем, нужно уметь повлиять, привлечь, доходчиво объяснить, войти в контакт с людьми...
Педвуз в этом отношении дает подготовку неоценимую. Кроме того, сейчас все руководители получают второе, а то и третье высшее образование. Как мэр сдавал экзамены? Да как все. Я не присутствовал ни на одном из них. Конечно, мы делали ему какие-то шаги навстречу, договаривались с преподавателями на то время, какое Юрию Исаковичу было удобно. У него был индивидуальный график. Кстати, он не был круглым отличником. «Троек», правда, тоже не было. Госэкзамены он сдавал, как полагается — в присутствии всей комиссии брал билет, отвечал. Диплом я ему сам вручал. В присутствии его однокурсников, с которыми мэр учился два года.

- А среди выпускников пединститута много известных в городе людей?

- Вы спросили — и я вспомнил один интересный случай. Где-то лет 5 назад я был в областной администрации, решал один вопрос, который все никак не хотел решаться. Отчаявшись сдвинуть дело с мертвой точки, я в сердцах сказал: «Почти вся областная администрация состоит либо из выпускников, либо из родственников людей, закончивших педвуз, а никто не может нам помочь!» И разложил все по полочкам!
Вице-губернатор по социальным вопросам, человек уважаемый и известный — Борис Самуилович Духан — почти всю жизнь проработал учителем истории. А жена у него что закончила? Пединститут. У Ивана Петровича Склярова жена где училась? В пединституте. У первого вице-губернатора Александра Васильевича Батырева дочь что закончила? Пединститут. Уже достаточно много набирается...
А если отвлечься от этой истории... Министр образования и науки Сергей Наумов тоже окончил наш университет. Правда, второе высшее он получал в другом вузе, но аспирантуру закончил и кандидатскую по русской философии он защищал у нас. Директор городского департамента международных и межконфессиональных отношений Ольга Савинова, доктор политических наук, тоже наш университет заканчивала.

«Всю жизнь подтягивался по канату»

- Виктор Андреевич, общаясь с успешными людьми, я почти всегда слышала от них, что своей карьерой они никогда специально не занимались и никаких хитроумных шагов по своему продвижению не просчитывали — все в жизни у них получалось само собой. У вас также?

- В таких утверждениях есть и доля правды, и что-то от лукавства. Говорить, что человек все делает стихийно и все у него само собой получается — с этим я вряд ли могу согласиться. Особенно если это касается карьеры ученого. Если не ставить себе целью защитить диссертацию — тогда что же ты за ученый? Другое дело, что цели зачастую расходятся с реальными результатами — планировал одно, а получилось несколько другое.

- А когда вы были студентом, как далеко вы себе просматривали будущую карьеру?

- Когда я учился на первом курсе, цель у меня была одна — закончить вуз. А уже на втором и третьем курсах, когда я втянулся в научную работу, появилась новая цель — поступить в аспирантуру. Поступил — стал думать о том, чтобы защитить диссертацию. Защитил — появилась цель заняться наукой, если хотите, для собственной души. Проснулся интерес к педагогике — поставил цель научиться читать лекции, чтобы у студентов глазенки загорались... Мог ли я все это планировать, будучи студентом-первокурсником? Нет, постановка целей происходит кусочками. Достиг чего-то — намечаешь следующий кусочек...
Когда я был студентом, мне и во сне не могло присниться то, что когда-нибудь я стану руководителем вуза. Но в конце 70-х я три года работал в Йемене, в Аденском университете, где мне пришлось стать и заведующим кафедрой, и руководителем группы советских преподавателей. А до этого, еще здесь, я был избран секретарем партийного бюро. Но был избран, как мне тогда казалось, случайно. А сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что кто-то увидел во мне некоторую готовность, способность... нет, не лидерские задатки — это слишком громко звучит... Когда вернулся из-за границы, мне предложили заведовать кафедрой, потом — стать проректором по учебной работе. Со временем появился и вкус, и интерес: раз во мне кто-то эти способности подметил, что ж, я сам не могу что-то сделать? Организовать все таким образом, чтобы людям интересно работалось, а студентам интересно училось, что-то отремонтировать, что-то приобрести, позаботиться о том, чтобы кто-то защитил побыстрее докторскую диссертацию...

- Ваше движение по жизни напоминает подтягивание по канату.

- Да, вы правы. Постепенно, постепенно... А как только голову приподнял, новый горизонт увидел — можно и новую цель ставить.

«Могу и кулаком стукнуть»

- Вы человек довольно импульсивный, вспыльчивый...

- По природе — да. Но в последнее время за мной это редко замечается — научился сдерживаться.

- А в последнее время — это как?

- Ну, последнюю четверть века... Как научился? Жизнь сама учит. К человеку относятся так, как он относится к другим. Если я однажды сорву на ком-то зло, то сразу это на себе почувствую. Потом как человек самокритичный я проанализирую ситуацию и пойму: это произошло только потому, что какое-то время назад я не сдержал себя. Значит, во всем виноват только сам. Так постепенно и приходит выдержка. Как себя сдерживаю? До десяти считаю. Не помогает? Тогда говорю человеку: « Давай сейчас прекратим этот разговор. Приходи через пару дней — попробуем поговорить опять»

- А если уже никакого терпения не хватает?

- Ну, могу и кулаком стукнуть! По столу. И голос повысить могу.

- Зодиакальный знак Стрельца славится своей неугомонностью, неуемностью, стремлением знать и уметь все... Наверно, и вы — что только в этой жизни не перепробовали.

- Это точно. Защитив кандидатскую по геометрии, я вдруг увлекся философией. Итог — стал доктором философских наук. После чего потянуло в другую степь — занялся философией образования. Видите, какие крены? Много чего перепробовал я и руками. У меня в деревне есть хороший инструмент для работы с деревом: рубанки, фуганки... Люблю полку какую-нибудь сколотить, стул небольшой... Очень нравится мне покопаться в огороде, посидеть с удочкой, по грибы сходить, по ягоды... Редко, но играю в шахматы. И, конечно, книги. Правда, замечаю, что в последнее время художественной литературы почти не читаю, только что-то серьезное. Вон у меня Соловьев лежит, Бердяев... Читаю всякую свободную минутку, а то, что покажется интересным, сразу «забиваю» в компьютер. От ручки давно отвык.

- Что говорит ваш личный опыт: напряженная умственная работа — во вред или на пользу здоровью?

- Я абсолютно уверен, что на пользу. То что логическое мышление каким-то образом сказывается на управлении организмом — это бесспорно. И на себе я это тоже чувствую. Самоорганизация влияет на образ жизни, а значит, и на здоровье — для меня это совершенно очевидно.

«Светская жизнь» о Викторе Глуздове

Ректору Нижегородского педагогического университета — 55 лет. В ректорском кресле — почти 7 лет. До этого 25 лет медленно, но уверенно поднимался по служебной лестнице — от завкафедрой до первого проректора. Кто видел Виктора Андреевича, наверняка скажет: не перевелись еще богатыри на земле русской. Рост — 1м 90см, косая сажень в плечах, густые до неправдоподобия волосы, нисколько не поредевшие с юношеских лет. Впрочем, ректор педагогического университета — еще и гигант мысли. Кандидат физико-математических наук, доктор философских. Радикальный «жаворонок». В своем начальственном кожаном кресле — уже в 6.30 утра.




Copyright © 2008-2016. Татьяна Кокина-Славина (Таня Танк). Все права защищены | Memory consumption: 2.5 Mb