2001 год <<

Айдан Салахова: "Это похоже на любовь с первого взгляда"

Москвичка Айдан Салахова, хозяйка картинной галереи "Айдан" – одна из самых профессиональных галеристов Европы. Дважды в год она выставляет "свои" картины на международных выставках в Берлине, Мадриде, Базеле. Свои частные коллекции у Айдан пополняют и состоятельные соотечественники: крупные бизнесмены, политики, звезды шоу-бизнеса.

– Айдан, что сейчас продается?

Айдан Салахова– В основном я делаю свой бизнес на специальных заказах. Совсем недавно “пошло” современное искусство. Сейчас начали понимать, что это такое и часто покупают картины и фотографии модных современных художников.

– Покупают имя или все-таки то, что понравилось?

– Нет, как правило, то, что понравилось. Я постоянно раскручиваю и новые имена. По какому принципу отбираю произведения искусства? Очень просто: подходит это к моему вкусу или нет. По понедельникам художники приносят нам свои портфолио, и я их внимательно просматриваю. Откуда приходят портфолио? Из Москвы, Петербурга, Новосибирска, Кемерово. Нет, из Нижнего Новгорода не было. Но мне мало что из присланного нравится. Может, раз в год кто-то и понравится. Отбор идет очень принципиальный.

– И вы сразу видите, принесут эти вещи коммерческую выгоду или нет?

– Знаете, я никогда не думаю об этом. Но обычно получается так: то, что мне нравится, приносит коммерческую выгоду. Но, как правило, не сразу.

– Как вы работаете с заказчиками: что-то им рекомендуете, подбираете для них картины сами, зная их характер и интерьер их домов?

– Под интерьер я не подбираю никогда. И те люди, которые подбирают картины под цвет мебели и стен, у меня не покупают. Покупателей можно условно разделить на две группы: одни покупают произведения искусства под интерьер, другие – коллекционируют их. Меня интересуют именно коллекционеры.

– Значит, ваши заказчики – люди с высоко развитым чувством вкуса?

– Те, кто покупает современное искусство – да.

– Мы все говорим "клиенты" да "заказчики", а вы не могли бы рассказать, кто они?

– Те имена, которые я могу назвать публично – это Олег Кондрашов и Ольга Слуцкер. В основном, мои клиенты – это молодые бизнесмены и их жены. И вот что интересно: почти все они в детстве что-то коллекционировали – марки, машинки, значки. Любовь к коллекционированию у них в крови.

– Но кто-то начинает коллекционировать спортивные автомобили, особняки, длинноногих блондинок, а кто-то – картины...

– Очень многие состоятельные люди уже наелись "Мерседесами", особняками и хорошей одеждой. Они понимают, что правильное коллекционирование – это хорошее вложение капитала. С умом собранная коллекция со временем только будет расти в цене.

– Интересно, сколько произведений искусства может насчитывать частная коллекция?

– От тридцати и больше.

– А цены на картины, выставляемые в вашей галерее?

– От тысячи до десяти тысяч долларов.

– Сколько стоила самая дорогая картина, которую вы продали?

– Не могу сказать.

– Хорошо, а чья была эта картина?

– Тоже не могу сказать. Скажу только, что это был русский авангард.

– С чем связана такая суперсекретность?

– С налоговой политикой нашего государства.

– По вашей информации, в какую сумму оценивается самая богатая частная коллекция Москвы?

– Есть несколько коллекций, которые стоят 2-3 миллиона долларов. Но это собрания старого русского искусства. Кстати, подбор картин в некоторых из них оставляет желать лучшего. Современное искусство стоит недорого. Есть очень хорошие коллекции, себестоимость которых – всего 50-60 тысяч долларов. Но коллекции – супер!

– Грамотно подобранные коллекции подчинены какому-то принципу?

– Да. Тот, кто собирает искусство 50-х, никогда не будет собирать искусство 90-х. Один мой клиент собирает только Остапа Шурипу, а другой коллекционирует только пейзажи 90-х годов – странные такие...

А встречались в вашей практике несметно богатые, но откровенно ограниченные люди?

– Да, конечно. Но это – не мои покупатели. Потому что в своей галерее я выставляю то, что надо понимать. Люди с ограниченным вкусом ко мне не ходят. Они обычно покупают картины на улице и не платят за нее больше 300 баксов.

– Картины каких художников сейчас пользуются наибольшим спросом?

– Тимура Новикова, Ольги Тобрелутс, Михаила Розанова.

– Если вас заинтересует неизвестный художник и вы решите выставить у себя что-то из его картин, какова будет их "стартовая цена"?

– До тысячи долларов.

– И за какой отрезок времени при благоприятном стечении обстоятельств может “раскрутиться” новое имя?

– Остап Шурипа, например, четыре года назад продавался за 600-700 долларов. Сейчас его картины стоят в районе 3-5 тысяч долларов.

– Айдан, вы входите в число лучших галеристов Европы. Что определяет ваш успех?

– Ответственность перед клиентом. Что такое ответственность в нашем деле? Если я продала человеку картину за тысячу долларов, а через пару лет он решит с ней расстаться, то он сможет продать ее через меня и уже дороже. В любом случае он не теряет своих денег. Как правило, я не ошибаюсь, оценивая произведение искусства. У успешных галеристов в этом отношении очень развита интуиция. Это похоже на любовь с первого взгляда.

– А у вас есть своя, домашняя галерея?

– Да, я коллекционирую черно-белую фотографию. Кроме того, я еще и художник. Но мои картины продаются в другой галерее – я не очень хороший дилер своих работ.

– Раз в месяц вы проводите в своей галерее вернисажи. Что за люди на них приходят?

– В основном, пресса. Мои клиенты, как правило, на вернисажи не ходят.

– Не желают “светиться”?

– Нет, просто они предпочитают смотреть все в спокойной обстановке. Дело в том, что на вернисажах в моей галерее собирается обычно не меньше 250-300 человек. А когда мы открывались, пришло что-то около пятисот человек. Я помню, как стояла у стены и не могла сдвинуться с места.




Copyright © 2008-2016. Татьяна Кокина-Славина (Таня Танк). Все права защищены | Memory consumption: 2.5 Mb